Жена ивана грозного анастасия романовна
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Захарьина-Юрьева.
Анастаси́я Рома́новна, урождённая Захарьина-Юрьева (1530 или 1532 — 28 июля (7 августа) 1560) — первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, мать царя Фёдора Иоанновича. Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.
Биография[править | править код]
Семья[править | править код]
Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев, был окольничим при Василии III, из-за своей ранней смерти особо ничем не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна.
Днем её рождения, по-видимому, было 2 октября; её святой покровительницей, возможно, могла быть святая Устина (в честь которой посвящена одна из церквей храма Василия Блаженного)[1].
Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а в 1598 году, после пресечения московской линии Рюриковичей, близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович — внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты.
Свадьба[править | править код]
Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Будущая царица Анастасия славилась своей красотой. Очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.
После своего венчания на царство (16 января 1547 года) 16-летний Иван решил жениться и в феврале того же года устроил смотр невест, выбрав Анастасию из большого количества претенденток, свезённых со всей Руси.
Относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблён при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал ещё у византийских императоров. По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц — девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву[2].
Любопытно, что умерший в 1538 году брат покойного Романа, — Захарьин-Юрьев, Михаил Юрьевич, входил в число опекунов над малолетним Иваном Грозным, что возможно, дало «конкурсантке» некоторые преимущества.
Венчалась с царём 3 февраля 1547 года, таинство совершил митрополит Макарий.
Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты.
Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского, данное вдове-боярыне Иулиании: «… быть её дочери царицею на Москве»[3][4].
Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича
Сохранился Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича[5]. В него входит Опись шкатулы с драгоценностями царицы Анастасии Романовны[6]:
Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…
Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семён Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».
Жизнь в браке[править | править код]
По словам летописцев «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели»[7].
Англичанин Горсей пишет о ней аналогично: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».
Почти не вмешивалась в дела супруга, но заслужила от недоброжелателей сравнение с нечестивой императрицей Евдоксией, гонительницей Златоуста — по аналогии с её неприязнью к Сильвестру. В посланиях к Курбскому царь упрекал бояр в ненависти к Анастасии, которую они сравнивали с Евдоксией; Сильвестру и его друзьям она была «единого ради малого слова непотребна». Курбский, говоря о смерти царицы, упоминает о клевете на Сильвестра и Адашева, «аки бы счаровали её оные мужи».
Как и было принято в теремах, занималась рукоделием, вышивая пелены, покровцы, плащаницы, воздухи для церквей. Некоторые из них сохранились по сей день.
Родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве.
Мастерская Анастасии Романовны[править | править код]
Царица активно со своими женщинами занималась вышиванием, из её мастерской выходило множество произведений. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовой. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской»[8].
Произведения, выходившие из царской светлицы, отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы»[8].
Среди них:
- надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского (ГММК);
- преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ);
- Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ);
- плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ);
- хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ);
- завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское своё имя монастырь их Хиландар».
К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“, хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“), псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры»[8].
Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров (ВСМЗ)
Плащаница, Старица
Пелена «Крест на Голгофе», Сергиев Посад
«Богоматерь Одигитрия» и «Никита», хоругвь двухсторонняя, Переяславль-Залесский
Смерть[править | править код]
Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями. В 1559 году она серьёзно заболела. Во время этой болезни у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, со своей стороны, считали Захарьиных главной причиной своего падения.
Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась.
Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся тёмно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец. По оценкам учёных, такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание соединений ядовитого металла)[9][10]. «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве — 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма)»[11]. Поднимался вопрос о реконструкции портрета царицы по черепу, но он оказался в недостаточно хорошем для этого состоянии[источник?].
Была похоронена в кремлёвском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем»[7]. На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах”. Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жён.
Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия ещё родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 августа, в пятом часу дня, преставилась… Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни духовенству, ни вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шёл за гробом: братья, князья Юрий, Владимир Андреевич и юный царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твёрдости христианина… Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!
Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели, как увидим в следующей главе.[12]
Последствия кончины[править | править код]
Единственный переживший отца сын Анастасии — царь Фёдор
Смерть Анастасии Романовны, наступившая при обстоятельствах, позволяющих предположить отравление, стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного; подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию против бояр и ближних советников (до 1560 года отношения Ивана с высокопоставленными придворными были уже достаточно напряжёнными).
Сам царь во втором послании к Курбскому писал: «… а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было»[13]. Также Иван указывал, что «и отравами царицу Анастасию изведоша».
Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывших советников, священника Сильвестра и А. Ф. Адашева. Доказательств прямых не было, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева, которые были добыты под пыткой[14]. На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со святителем Макарием, митрополитом Московским, обвиняемые были осуждены.
Со смертью же царицы Анастасии царь стал гневлив и весьма блудлив: «умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело»[7].
Дети[править | править код]
- Анна (10 августа 1549 — 20 июля 1550)
- Мария (17 марта 1551 — 8 декабря 1552)
- Дмитрий (Старший) (11 октября 1552 — 4 июня 1553), наследник отца, младенец случайно погиб
- Иван (28 марта 1554 — 19 ноября 1581)
- Евдокия (26 февраля 1556 — июнь 1558)
- Фёдор (11 мая 1557 — 7 января 1598), с 1584 царь[15].
В кинематографе[править | править код]
- В фильме «Иван Грозный» (1944), актриса — Целиковская, Людмила Васильевна. По фильму Анастасия умирает от яда, подсыпанного Ефросиньей Старицкой.
- В фильме «Царь Иван Грозный» (1991), актриса — Ольга Дроздова.
- В 16-серийном телесериале «Иван Грозный» (2009), актриса — Мария Шашлова.
- Грозный (телесериал) (2020) — Татьяна Лялина
Примечания[править | править код]
Источник
Первую жену царя Ивана IV считали добрым гением его царствования. Неурядицы в государстве начались после того, как Анастасия скоропостижно умерла.
Кадр из фильма “Грозный” 2020г.
Счастливый, но недолгий брак
Анастасия была дочерью боярина Романа Юрьевича Захарьина. У её родни не было тогда постоянной фамилии. Роман звался Захарьиным по деду, а Анастасию и её братьев называли двойной фамилией по прадеду и деду – Захарьины-Юрьевы. От Никиты Романовича Захарьина-Юрьева пошёл род Романовых. Фёдор Никитич (будущий патриарх Филарет) первым принял фамилию Романовых (по деду) и стал отцом Михаила Романова, взошедшего на престол в 1613 году.
Филарет и Михаил Романов – кадр из сериала Романовы
Анастасия была младшим ребёнком у окольничего Романа Юрьевича Захарьина и Ульяны Фёдоровны, девичья фамилия которой неизвестна. Когда Иван IV в 1547 году вознамерился жениться, то, по обычаю своего деда и отца, устроил смотр девушек из знатных семейств – своего рода конкурс красоты Московского государства. Награда за победу в этом конкурсе была чрезвычайно высока – положение царицы. Выбор Ивана IV из нескольких сот претенденток пал на Анастасию Романовну.
Кадр из фильма “Грозный” 2020г.
Молодые жили душа в душу. Впоследствии сам Иван IV, переменивший за свою жизнь несколько жён, всегда с любовью вспоминал о своей первой жене и глубоко скорбел об её кончине. У них родились шестеро детей, судьба которых оказалась горькой. Старший сын Дмитрий заболел и умер во младенчестве. Такая же участь постигла всех трёх дочерей. Второй сын, Иван, был, как гласит легенда, в гневе убит самим царём, будучи уже взрослым и женатым. Третий сын, Фёдор, стал царём по смерти Ивана Грозного – последним потомком Ивана Калиты на московском троне.
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883—1885 – Илья Репин
Анастасия Романовна внезапно умерла в 1560 году, 28 или 30 лет от роду. Иван IV подозревал, что её отравили. Впоследствии эти подозрения переросли у него в уверенность.
Добрая память о царице
Современники связывали внезапную перемену, случившуюся в характере Ивана IV в 1560-е годы, с утратой единственного в жизни объекта его искренней любви. Впоследствии, когда в Иване IV явственно обозначились свирепые черты личности, влиянию Анастасии стали приписывать все благие дела первых лет его правления. Это были созыв первого Земского собора, создание Судебника, важные реформы в местном управлении, походы на Казань и Астрахань, успешная кампания в Ливонии, справедливость и милость в государственных решениях и в суде.
Эту легенду творчески развил Н.М. Карамзин в своём вольном литературном сочинении «История государства Российского», которое можно считать чем угодно, но только не фактической историей государства Российского. Получилось странное разделение функций, которое отразилось даже в памятнике «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году. На нём изображены видные деятели первых лет царствования Ивана Грозного: патриарх Макарий, окольничий Алексей Адашёв, протопоп Сильвестр, а над ними возвышается фигура царицы Анастасии. Самого же Ивана Грозного нет на памятнике.
Это что же: всем благим делам, совершённым в правление Ивана Грозного, мы обязаны не ему самому, а исключительно его приближённым и его жене? А на долю самого царя остаются только чёрные, неблаговидные деяния того времени? Не слишком ли искусственное разделение?
Тем не менее, добрая память об Анастасии много способствовала тому, что в 1613 году на престол был избран её внучатый племянник Михаил Романов. Правда, и тут есть повод подозревать: не создана ли легенда о благой Анастасии задним числом, при первых Романовых?
Источник
25 августа по старому стилю родился будущий русский царь, которого в народе прозвали Грозным. Но и ему были не чужды любовь и радость. О самой большой привязанности в жизни страшного тирана.
У Ивана Рюриковича, которого за “мягкий и покладистый” характер нарекли Грозным, было пять жён. Но любимой была только самая первая. После смерти Анастасии Захарьиной-Юрьевой рассудительный правитель превратился в жестокого тирана. Так кем была женщина, смерть которой настолько сильно повлияла на правителя великой державы?
Хочу жениться! И царство в придачу
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons// “Иван Грозный” / Кинопоиск
Отец Ивана, русский царь Василий III, скончался в 1533 году, когда мальчику было всего три года. Незадолго до смерти правитель распорядился, что после его смерти ребёнка до совершеннолетия будет оберегать опекунский совет.
Но на трон, который в 1533 году остался без хозяина, претендовали буквально вся боярская знать и родственники матери Ивана, Елены Глинской. Ещё через пять лет не стало и её.
Всё, что наблюдал будущий правитель в течение своего детства, — попытки теми или иными боярскими кланами захватить власть. В итоге он решил себя объявить совершеннолетним и венчаться на царствие в 16 лет, в августе 1546 года.
Также он объявил о намерении жениться. В январе 1547 года в Успенском соборе его венчали на царствие. Вскоре после того, как на голову нового правителя надели шапку Мономаха, был объявлен смотр невест.
Отметим, желание Ивана Грозного жениться было вызвано вполне объективными причинами. Дело в том, что на Руси царь считался “полноценным” и совершеннолетним, лишь когда был женат.
По всей Руси разослали грамоты с требованием предоставить дочерей на смотр. Кандидатуру отбирали из тысяч прекрасных девушек. Сначала они должны были пройти отбор на месте, потом “победительниц” в Москве отсматривали повитухи, медики. Затем их оценивали бояре. И только потом самых-самых представляли пред очи царя.
Самую скромную
Иван Грозный остановился, пожалуй, на самой скромной из претенденток. Историки Людмила Морозова и Борис Морозов отмечают, что за скромное поведение конкурентки даже подшучивали над ней.
Род Захарьиных был в целом известен при дворе. Они часто присутствовали на праздниках в кремлёвских соборах. Как отмечает Николай Карамзин, отец Анастасии был окольничим (придворный чин) при Иване III. Так что родовитостью невеста вполне подходила для будущей царицы.
Внешность и характер будущей царицы наиболее полно охарактеризовал Карамзин: “Целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом, не говоря о красоте”. Ростом чуть выше полутора метров, с густыми тёмно-русыми волосами, огромными глазами — на неё невозможно было не обратить внимание, даже если ты и царь.
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Свадьба пела. И плясала. Две недели
— Государь, люби и чти свою супругу, а ты, христолюбивая царица, повинуйся ему. Как святый крест — глава церкви, так и муж — глава жены, — сказал митрополит Московский и всея Руси Макарий во время венчания молодых 3 февраля 1547 года.
Свадьба проходила по всем традициям. Например, после венчания молодые выпили вино из одного кубка, который после государь растоптал своим сапогом. Жена же не спорила с верховенством мужа, не наступала.
Пир устроили в Грановитой палате. Гуляли буквально всем миром: были не только приближённые и родственники, но и дьяки, купцы. Даже простые москвичи, проходившие мимо, славили новую царицу и их союз.
Историки отмечают, что свадьбу праздновали аж две недели. После этого молодожёны пешком отправились в Троице-Сергиев монастырь 17 февраля.
Впрочем, толком отдохнуть им практически не удалось. К государю приехали псковичи с жалобой на градоначальника. Царь дал понять, что не собирается этим всем заниматься, а жалобщиков велел раздеть и поджечь им волосы и бороды.
Вскоре к монастырю прибыл гонец, который сообщил, что в Кремле со звонницы упал колокол, что было крайне плохой приметой. Грозный с супругой и придворными засобирались домой.
С мужем в поход
Как отмечают историки, молодой царь изменился до неузнаваемости.
— С первых недель знакомства с Анастасией Иван не переставал ею восхищаться. Если при боярах царь позволял себе быть резким и грубым, то при кроткой и нежной супруге он успокаивался и становился любящим и заботливым мужем, — подчёркивают Людмила и Борис Морозовы.
Анастасия Захарьина стала первой царицей, которую царь взял с собой в поход. В декабре 1547 года он выдвинулся на Казань, но в феврале, когда войско пришло к Нижнему Новгороду, началась оттепель, лёд на Волге стал таять, и царь был вынужден повернуть назад.
Фото © Wikimedia Commons
Воспитывать буду сама
Казань взять Иван Грозный не передумал, но во второй поход отправился уже без супруги. В семье тирана в 1549 году родилась дочь. По слухам, узнав об этом, тиран заплакал.
О появлении в семье первого ребёнка узнали все жители страны по колокольному звону, который доносился из всех церквей. А 18 августа счастливый отец лично отвёз малышку в Новодевичий монастырь на крестины.
Анастасия решила пренебречь традициями и не стала отдавать девочку на попечение мамок, нянек и всех остальных приближённых к люльке: мать воспитывала дочку сама. Но через год Анна внезапно скончалась.
Грозный с супругой решили, что прогневили Бога, и стали ездить по монастырям — вымаливать прощение. Делали щедрые взносы в церкви. Анастасия даже стала вышивать иконы. Что касается Ивана, он делал щедрые вклады. Например, в 1550 году по его заказу для мощей Сергея Радонежского стали изготавливать серебряную раку (гроб). В 1557 году для одного монастыря сделали часы с колокольным звоном.
“Запрусь и не выйду”
В 1552 году Иван вновь заявил, что будет брать Казань. Как указывают историки, после его отъезда Анастасия заявила, что до возвращения мужа не выйдет из своих покоев и будет молиться о его здравии.
Иван же, когда пала Казань, отправил гонцов в Москву и на словах велел передать об успехе. Письмо же он написал только для Анастасии. Текст письма, видимо, мы уже никогда не узнаем. Вскоре Анастасия послала гонцов из Москвы рассказать о рождении наследника. Царь был счастлив настолько, что тому, кто озвучил благую весть, даровал шубу с царского плеча.
После возвращения Ивана Грозного из Казани счастливые родители отправились вместе с малышом в сторону Волги. И тогда произошла трагедия: ребёнка, который был завёрнут во множество одеялок, одна из мамок уронила в воду. Малыша быстро вытащили, но даже нескольких секунд хватило, чтобы он захлебнулся.
“Развлечь жену”
Когда Анастасия вновь родила в 1554 году, заявила, что не будет выходить из дома, а сына, названного Иваном, не пустит крестить в Троице-Сергиеву лавру. Царь согласился и прислал митрополита Макария, который совершил таинство в Чудовом монастыре.
Женщина буквально всё время не отходила от ребёнка и не разрешала его брать в руки никому, кроме отца. Иван же решил, что жену-затворницу нужно как-то отвлечь, и стал устраивать шумные свадьбы, где непременно должна быть царица.
Были и другие методы развлечений. Так, царь и царица очень любили представления скоморохов — “позоры”. Иногда в этих весельях даже сам тиран принимал участие.
Ребёнок рос, Анастасия всё больше успокаивалась. Через ещё три года у царской четы появился сын Фёдор. Всего же в их семье родилось шестеро детей, из которых дожили до сколько-нибудь сознательного возраста лишь двое — Иван и Фёдор. Первый должен был занять трон, но скончался после ссоры с отцом. А второй стал последним Рюриковичем на престоле и правил страной более 13 лет.
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons // Кадр сериала “Иван Грозный”
Болезнь или отравили?
Анастасия серьёзно заболела поздней осенью 1559 года во время поездки в Можайск, которую Иван Грозный устроил для неё и детей. По одной из версий, она подхватила воспаление лёгких, которое к тому моменту на Руси лечить не умели.
Царской семье удалось отправиться в обратный путь и найти лекарства хотя бы для поддержания здоровья не сразу. В результате почти за месяц состояние царицы сильно ухудшилось. При этом здоровье было подорвано ещё и частыми родами — за 13 лет шестеро детей.
После возвращения в столицу Иван буквально окружил Анастасию лекарями и повитухами. Царице делали растирания, поили настойками. Это приносило облегчение, но лишь временное. Стоило на день прервать процедуры — как всё по новой.
В июле 1560 года в Москве начался пожар: горел Арбат и прилегающая к нему территория. Чтобы уберечь горячо любимую жену, Иван отправил её в Коломну. Там она и скончалась в августе.
Историки до сих пор спорят, отравили Захарьину или всё же она умерла от простуды.
Так, в 1995 году учёные взяли для анализа несколько волосков из косы правительницы. На них были обнаружены следы яда — солей ртути. Такие же следы нашли на одежде царицы. Отметим, что в XVI веке этот яд был одним из самых популярных. По сути, это порошок без вкуса и запаха. Поэтому заметить его в пище довольно проблематично.
Сам Грозный склонялся именно к этой версии и подозревал в убийстве своих приближённых: протопопа Сильвестра, Андрея Курбского и Алексея Адашева.
— А с женой вы меня пошто разлучили? — писал правитель Курбскому.
Забрала с собой и добродетель
— Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу. Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели, — писал Николай Карамзин.
На похоронах её Иван рыдал и “от великого стенания и от жалости сердца” едва держался на ногах. Он с трудом мог сам идти за гробом. За руки царя вели брат Юрий и князь Владимир Старицкий. Тиран горько плакал.
Её похоронили в Вознесенском соборе в Кремле. Могила находилась рядом с местом упокоения матери Ивана Грозного Елены Глинской.
Конечно, он мстил за смерть супруги. Вскоре Сильвестра удалили от двора и постригли в монахи то ли в Соловецком, то ли в Кирилло-Белозерском монастыре. Адашева сначала отправили в Ливонию руководить войском, а вскоре — в Дерпт, где посадили под стражу. Там он заболел горячкой и скончался. Андрей Курбский же бежал в Речь Посполитую. А для Руси началось время жестоких репрессий, о которых и через 500 лет будут вспоминать с содроганием.
Источник