Жена ярополка бывшая греческая монахиня
Собственная ее биография мало кого интересовала в древней Руси. Повышенное внимание древнерусских книжников к этой женщине было обусловлено исключительно тем, что, по преданию, Владимир, после убийства Ярополка, сделал ее своей наложницей — чем вызвал упорные слухи о том, что рожденный «грекиней» сын Святополк был «от двоих отцов» (Ярополка и Владимира). В связи с происхождением Святополка и упоминаются некоторые подробности биографии его матери.
В то же время показания древнерусских источников довольно противоречивы.
Так, «Сказание о Борисе и Глебе» сообщает о матери Святополка, что она прежде была черницей (монахиней), гречанкой родом, а Ярополк «поял» и расстриг ее, пленившись красотой черницы. Владимир же, убив Ярополка, захватил его жену, которая была уже беременной («непраздну сущу»). В этом незаконном браке родился «окаянный» Святополк, которого Владимир не любил, так как считал не своим сыном.
Здесь утверждается, во-первых, что матерью Святополка была расстриженная грекиня-черница (каким образом она попала в Киев, не поясняется) и, во-вторых, что Владимир не был родным отцом Святополка. Цель этих генеалогических разысканий вполне очевидна — убедить читателя в прирожденном «окаянстве» убийцы святых братьев-мучеников, проведя параллель с известным библейским персонажем — Авимелехом, незаконнорожденным сыном судьи израильского Гедеона, истребившем 70 своих братьев: «сей же Святополк, новый Авимелех, который родился от прелюбодеянья и избил (убил) братьев своих, сынов Гедеоновых».
«Повесть временных лет» (Ипатьевский список), разделяя со «Сказанием» саму идею предопределенности Святополковых злодеяний, вместе с тем толкует ее по-своему: «у Ярополка была жена грекиня, и была она черницею, ее привел отец его Святослав и выдал замуж за Ярополка, красы для лица ее» (под 977 г.). «Владимир же завладел женой братней грекиней, и была она не праздна, от нее же родил Святополка. От греховного корня злой плод бывает, поскольку, во-первых, была его мать черницею, а второе, Владимир взял ее себе не по браку, ибо был знатный прелюбодей. Но отец его не любил, ибо был он от двоих отцов, от Ярополка и от Владимира» (под 980 г.).
Разночтения со «Сказанием» весьма значительны: одни подробности появляются (оказывается, грекиню привел Ярополку из Византии его отец, Святослав), другие исчезают (о «поятии» и расстрижении грекини Ярополком). Но наиболее важны два момента. Возвещая, как и «Сказание», о рождении Святополка «от двоих отцов», летописец в то же время фактически дезавуирует это известие тем, что прямо удостоверяет отцовство Владимира фразой, что именно он «родил» Святополка (грамматическая форма, употребленная в «Сказании» — «от нее же родился сей окаянный Святополк», — наоборот, тщательно отстраняет Владимира от участия в его рождении: не Владимир «родил» Святополка, а тот как бы сам «родился» от грекини) и был его отцом. Греховность же происхождения Святополка летописец видит в монашеском чине его матери и в том, что Владимир сожительствовал с грекиней незаконным образом, то есть сделал ее своей наложницей, тогда как для автора «Сказания» корень зла заключается исключительно в рождении Святополка от двух отцов, которые к тому же приходились друг другу еще и братьями.
На территорию Византии войско Святослава вторглось лишь однажды, в ходе кампании 970 г., следовательно, только тогда оно и могло на время завладеть каким-то византийским монастырем.
Переяславско-Суздальская летопись (XIII в.), следуя в основном тексту «Сказания», дополнила его сообщением «Повести временных лет» о том, что грекиня прибыла на Русь в качестве военной добычи, и собственным уточнением о времени ее пострижения в монахини: «Сего [Святополка] мать прежде была черница, грекиня, пленена в Царьграде. И была она красива, и поял ее Ярополк, брат Владимиров; по мужней же смерти она постриглась в монастырь. Владимир же расстриг ее, из-за ее красоты».
Поздняя письменная фиксация, тенденциозность, морализаторство, смещение акцентов, разнобой в важных и второстепенных сведениях (вот еще мелкая, но характерная деталь: виновниками расстрижения прекрасной черницы оказались последовательно Святослав, Ярополк и Владимир), а также внутренние неувязки (Ярополк получает грекиню в жены после византийского похода Святослава в 970 г., а «непраздной» она становится только десять лет спустя, в 980 г.) — все эти особенности летописно-житийной разработки сюжета о рождении Святополка делают его типичным образцом литературного мифотворчества. В действительности русские писатели конца XI — начала XII вв., по всей видимости, уже не располагали почти никакими достоверными данными о Святополке и его матери.
Некоторые историки (Е. Е. Голубинский и А. В. Карташев) предполагали, что Ярополкова «грекиня» могла быть одной из женщин, которые склонили Владимира к крещению (древнерусская литература отдает первенство в этом деле княгине Ольге и ромейской жене Владимира — принцессе Анне).
Оригинал статьи на мем сайте “Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах”
https://zaist.ru/news/knyazhenie_vladimira/a_u_yaropolka_byla_zhena_grekinya_/
Источник
Один из наиболее ярких князей Киевского периода русской истории адресованное своим детям «Поучение» начинает словами: ««Азъ худый, дедомъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, нареченный въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь взълюбленымь и матерью своею Мьномахы» – так вошёл в нашу историю Владимир Мономах. Как появилось это весьма почётное прозвище (или скорее титулование)?
В родословной Владимира (крещеного Василием) пересеклись две ветви: по отцу он Рюрикович, а по матери он родственник византийских императоров, причём история появления на Руси то ли дочери, то ли племянницы императора Константина остаётся загадкой до наших дней. А началось всё так.
В 1043 году состоялся последний большой поход Киевской Руси на Царьград. В ходе сражения русский флот, пострадавший от греческого огня и разбитый штормом, потерпел поражение и был вынужден отступить. Командовал войском Руси Владимир, и в знак мира император Константин выдаёт дочь или племянницу за другого сына Ярослава, Всеволода.
Греческий огонь против вражеских судов
Династические браки всегда подразумевали равенство сторон или заинтересованность победителей – побеждённые условий не ставят. Победила Византия, но принцесса едет на Русь. Совершенно никакой выгоды Константин от этого брака не получал – Всеволод практически не имел шансов стать Великим князем Киевским, он был младшим, четвёртым сыном. Невеста если и была дочерью Константина, то, скорее всего, побочной, законных детей у него не было, но на Русь её провожали с почётом. Скорее всего, была она очень юной – первенец у них с Всеволодом родился только через 7 лет после свадьбы.
Почему же Константин отдаёт в далёкую страну, проигравшую войну, девочку-подростка? Известный и очень интересный писатель, историк, этнограф Д. Балашов предлагает версию: Константин прячет на Руси своё любимую дочку, да, незаконную, от женщины, которую он любил, но («…жениться по любви не может ни один король!») ради императорской короны третьим браком Константин женится на весьма престарелой вдове-императрице Зое.
Иисус венчает Константина и Зою. Фреска Софийского собора в Константинополе
Вот от её гнева прячет император любимого ребёнка, спасая от ревности бездетной супруги. Лучше отправить на далёкую Русь, чем похоронить дочку, погибшую от руки палача или наёмного убийцы (оба предыдущих мужа Зои умерли от яда, так что подозрения Константина не напрасны).
Историки знают о браке Всеволода только из краткой записи в «Повести временных лет» в 6567 году от сотворения мира по русскому счёту (1053 от рождества Христова). Запись тоже требует толкования:«Оу Всеволода родися сын Володимиръ от цесарице гречькое». Кто-то из историков делает вывод: русские были так равнодушны к сироте-гречанке, что даже по имени её не называли. А мне представляется, что в этой записи, наоборот, звучит некое самодовольство: вот какой у нас князь, жена у него царевна греческая!
Возможно, царевна греческая выглядела так?
Как она выглядела? Говорят, счастливые дочери похожи на отцов. Константин был высок, строен, по-мужски силён и крепок, имел густые рыжие волосы и ярко-синие глаза. Их сын Владимир с гордостью и достоинством носил родовое имя византийской династии – он именовал себя Мономахом и титуловался архонтом всея земли Русской, подобно византийскому императору – наверно, вспомнились рассказы матери о жизни в Константинополе.
Источник
Владимир состоял в нескольких языческих браках. Еще до своего сватовства к Рогнеде он уже был женат на «чехине». Согласно «Саге об Олаве сыне Трюггви» ее звали Аллогия, по Татищеву же «чехиней» была норвежская княжна Олава. Достоверных данных о ней почти нет, кроме того, что она родила Владимиру сына Вышеслава, ставшего новгородским князем и умершего еще при жизни отца.
Процесс сватовства к полоцкой княжне Рогнеде подробно описан в «Лаврентьевской летописи». Владимир, услышав, что брат его Ярополк собрался взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода, решил опередить его. Послал он к Рогволоду в Полоцк гонцов сообщить о том, что хочет дочь его в жены. Полоцкий князь же спросил о том у дочери, на что получил ответ: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Тогда Владимир собрал войско из варягов, славен, кривичей и чуди и пошел на Полоцк. Рогнеду уже собирались везти к Ярополку, когда Владимир напал на город. Рогволод вступил в борьбу с князем, но потерпел поражение и закрылся в городе.
В 978 году Владимир взял крепость и решил отомстить за оскорбление. По совету своего дяди Добрыни, который был братом ключницы Малуши, Владимир изнасиловал юную Рогнеду на глазах ее родителей, после чего убил князя Рогволода, его супругу и сыновей. Рогнеду он принудительно взял в жены. Она получила имя Горислава и стала второй из шести жен Владимира. Княгиня поселилась на Лыбеди, где образовалась деревня Предславино (в честь дочери Владимира и Рогнеды — Предславы). Рогнеда родила князю 7 детей.
Первенцем стал Изяслав, будущий полоцкий князь. В 987 году Рогнеда решила отомстить мужу за содеянное зло. Однажды князь приехал к ней в сельцо. Рогнеда ночью, когда Владимир спал, хотела его заколоть, но князь проснулся и успел отвести удар. За покушение Рогнеде грозила смертная казнь. Владимир приказал жене нарядно одеться, и уже было взял в руки меч, чтобы привести приговор в исполнение, но тут навстречу ему вышел маленький Изяслав тоже с мечом в руке. Владимир не смог убить мать на глазах у ребенка и созвал бояр, которые посоветовали пощадить Рогнеду и отправить ее в земли отца. Владимир воздвиг в полоцкой земле город Изяславль и поселил Рогнеду с сыном там. Оттуда пошла полоцкая ветвь Рюриковичей.
Вторым сыном стал Мстислав, но он, скорее всего, умер в младенчестве. Сын Ярослав сначала княжил в Ростове, после смерти Вышеслава в Новгороде, а после победы над Святополком Окаянным занял киевский престол и вошел в историю как Мудрый. Всеволод стал владимиро-волынским князем, погиб в Швеции еще при жизни отца. Дочери Предслава и Мстислава были угнаны в 1018 году в Польшу князем Болеславом I, после того, как он взял Киев. До этого Болеслав сватался к Предславе, но получил отказ. Победитель сделал пленницу своей женой, хотя уже и был женат. Дочь Премислава же, по некоторым источникам, стала женой венгерского принца Ласло Лысого.
После убийства брата Ярополка Владимир взял к себе в наложницы его беременную жену, гречанку, которую, по некоторым источникам, звали Юлией. Она была монахиней, а привез ее за ее красоту в жены к сыну князь Святослав. Гречанка родила сына Святополка, который позднее в борьбе за власть убьет своих двоюродных братьев Бориса и Глеба и получит имя Окаянного.
От Адельи из Чехии у Владимира было три сына: Мстислав, князь черниговский и тмутаранский, Станислав, князь смоленский, и Судислав, князь псковский. От богемской княжны Мальфриды — сын Святослав, князь древлянский. От болгарыни Милолики — сыновья Борис и Глеб, которые княжили в Ростове и Муроме. Были у Владимира дети, чьих матерей установить не удалось. Сын Позвизд упоминается только в летописном списке детей Владимира, но, если судить по языческому имени, родился он до принятия князем христианства. Дочь Добронега-Мария же стала женой короля Польши Казимира I.
Женами Владимир не ограничивался. Если верить летописям, то было у князя 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белегороде и около 200 в Берестове. Владимир был настолько ненасытен в любви, что «всякая прелестная жена и девица страшились его любострастного взора». Князь не чтил святость брачных союзов или невинности и брал себе любую понравившуюся девушку в любовницы.
В конце концов Владимир захотел в жены византийскую царевну Анну. Незадолго до этого князь послал в Византию большое войско, которое помогло победить мятежного полководца Варду Фоку. Взамен потребовал Владимир отдать в жены ему сестру императора Василия II. Византийцы согласились при условии, что Владимир примет крещение, но схитрили и «забыли» послать князю жену.
Как мы помним, Владимир болезненно относился к подобным отказам и пошел с войском на Корсунь. Он потребовал отдать за него дочь градоначальника вместо принцессы, но и тут его ждал отказ. Тогда князь взял город в долгую осаду. Когда начался голод, среди горожан нашлось немало сторонников сдачи города, и ворота княжескому войску были открыты. В отместку за отказ Владимир поступил с семьей местного градоначальника, как с Рогволодом. А дочь его, посмевшую отказать князю, выдал насильно замуж за одного из предателей, сдавших город.
После взятия Корсуни Владимир вновь потребовал себе Анну в жены, пригрозив, что пойдет на Константинополь. В 988 году Анну выдали замуж за Владимира, а последний принял христианство под именем Василий. После крещения он приказал отпустить своих «языческих» жен, повелев им идти замуж за того, кого выберут. Кроме того, он пытался усмирить свою похоть и женолюбие, и даже специально собирал лекарей, которые должны были усмирить его плоть. Однако на радикальные меры в данном вопросе Владимир так и не решился.
Остаток жизни Владимир провел как благочестивый христианин. Детей в браке с Анной у него не было, но его предыдущая языческая жизнь оставила князю 11 сыновей. Вскоре его отпрыски начнут борьбу за киевский престол, а государство на годы погрузится в междоусобные войны и кровопролитие.
Видео дня. Сокровища, спрятанные у всех на виду
Источник
Самый старший сын Святослава Игоревича Ярополк прожил очень короткую жизнь. Традиционно считается, что победивший его незаконнорожденный сын ключницы Малуши Владимир был прав, захватывая власть. А так ли это было на самом деле?
А. Устюгов в роли Ярополка, кадр из фильма “Викинг”
Старший сын и внук
Годом появления на свет Ярополка считается 955-й. Отец – Киевский князь-воин Святослав Игоревич, а мать – угорская (венгерская) княжна. Предположительно ее звали Предславой.
В Повести Временных Лет Ярополк упомянут в 968 году, тогда бабушка Ольга, которая и управляла княжеством, так как Святослав в основном прожил жизнь в военных походах, заперлась с внуками в Киеве от набега печенегов.
Внуков у бабули было трое: 13-летний Ярополк, Олег, бывший немного младше брата и 8-ми летний байстрюк от ключницы Малуши Владимир.
Мира между братьями не было и быть не могло, рожденные от разных матерей, особенно презрительно они относились к Владимиру. От печенегов княжеской семье тогда удалось спастись. А через год не стало мудрой бабушки Ольги.
Каким он парнем был?
В 970-м отец, уходя на очередную войну, оставил Киев на старшего сына Ярополка. Двое других детей получили в управление иные части Древнерусского государства.
15-летний подросток мудро правил в отсутствие отца. Современники иностранцы писали, что князь Ярополк был мудрым и кротким, старался поступать справедливо. А в 17 лет, после гибели отца, Ярополк стал полновластным главой Киева.
князь Ярополк
Особенно часто при нем были внешние контакты с Германским императором Оттоном II. И эти контакты и характеристика Ярополка отражены в германских хрониках. Так что же ставят ему в вину потомки и современники?
Вина 1. Любовь к христианам
Ярополк был и оставался язычником, он, как и его отец считал неприемлемым менять веру, чтобы сохранить мир и взаимопонимание со своими подданными. Но бабушка была христианкой, так что с этой религией Ярополк был знаком.
Мало того, он сочувствовал христианам. Сам не крестился, но желающим не препятствовал. К нему даже послы от папы римского приезжали.
Вот веротерпимость ему и поставили в вину современники, а языческое вероисповедание “овиноватило” его в глазах потомков, сделавших выбор симпатий в пользу победителя междоусобицы – Владимира Святого.
Вина 2. Брак с монахиней и отцовство Святополка Окаянного
Точное имя женщины остается неизвестной. Согласно источникам, ее, византийскую христианку и монахиню, захватил в одном из походов отец Ярополка. А сын сделал ее своей женой.
Он даже отцом стать не успел. Монахиня досталась брату беременной. А отец, как известно, тот, кто воспитал, а не тот, который родил. Так ли уж виновен Ярополк в том, что натворил позже его ни разу не виданный отпрыск?
Вина 3. Смерть брата Олега
В 975 году Олег Святославович убил некоего Люта, сына воеводы Свенельда, случай был на охоте. Вероятно Свенельд воззвал к справедливости. А может, была и иная причина, но через два года после случая на охоте Ярополк начал войну с Олегом и Владимиром.
гибель Олега Святославовича
При осаде города Овруч, где правил Олег, он и погиб, упав в ров во время попытки укрыться за стенами города. А там его просто затоптали. Ярополк этой гибели не желал и очень сокрушался по поводу смерти брата.
Гибель простодушного Ярополка
В 978 году, убежавший Владимир Святославович вернулся с варяжской подмогой и пошел на старшего брата войной. Чего он хотел? Отомстить за Олега? Или просто власти?
Скорее всего -второе. Незаконнорожденный младший сын просто стремился преодолеть свои комплексы. Ярополк не поддался уговорам не выходить из города навстречу брату. Не послушал своего ближнего отрока Варяжко, а внял воеводе Блуду, советовавшему князю увидеться с братом.
На встрече Ярополк был поднят “на мечи” двумя варягами из дружины Владимира. В чем несомненная вина князя Ярополка, так это в простодушии и вере в братские чувства.
Не очень умный поступок Ярослава Мудрого
11 июня 978 года Ярополк погиб и был предан земле по языческим традициям, как и его родной брат Олег Святославович. Князю отведено было только 23 года земной жизни.
Его беременная жена досталась брату, а рожденный после смерти сын двух отцов Святополк Окаянный посвятил жизнь мести.
В 1044-м году, племянник Ярополка Ярослав Владимирович Мудрый, победивший в очередной междоусобной войне вырыл из земли кости Ярополка и Олега Святославовичей.
Десятинная церковь, реконструкция
Зачем? Все просто. Ярослав совершил над останками обряд крещения и захоронил их рядом с прахом отца в Десятинной церкви города Киева.
Сказать, что это было не слишком мудро – мало, такой обряд не делал усопших христианами и не был признан христианской религией.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет
Источник