Жюрайтис биография личная жизнь

Жюрайтис биография личная жизнь thumbnail

Альгис Марцелович Жюра́йтис (27 июля 1928, Расейняй, Литва – 25 октября 1998, Москва, Россия) – советский литовский дирижёр. Дирижёр Большого театра СССР (с 1960). Народный артист РСФСР (1976), лауреат Государственной премии СССР (за балет «Ангара» в постановке Ю. Н. Григоровича, 1977). Супруг певицы Елены Образцовой (с 1982).

Биография[править | править код]

В 1950 году закончил Вильнюсскую консерваторию (класс фортепиано С. А. Вайнюнаса), в 1958 – Московскую консерваторию (класс дирижирования Н. П. Аносова).

С 1947 года был концертмейстером Оперной студии Вильнюсской консерватории, с 1950 года – концертмейстер Литовского театра оперы и балета. В 1951 году дебютировал в этом театре в качестве дирижёра (опера С. Монюшко «Галька»).

С 1955 года – в Москве: сначала дирижёр-ассистент Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, с 1958 года – дирижёр Москонцерта, а с 1960 года – дирижёр Большого театра СССР. В 1990-е годы активно участвовал в забастовке, которой была ознаменована смена власти в Большом театре.

В 1997 году Жюрайтис последний раз побывал на родине, дирижировал в Литовской национальной опере.

Скончался 25 октября 1998 года после диагностированного годом ранее в Литве онкологического заболевания.

Альгис Жюрайтис похоронен на Аксиньинском кладбище[1] в Одинцовском районе Московской области, неподалёку от загородного дома, где он жил вместе с Еленой Образцовой.

Личная жизнь[править | править код]

Жюрайтис был женат четыре раза, имел двух детей (дочь – Аудроне Жюрайтите, музыковед, профессор Литовской академии музыки и театра, сын – Алексей)[2].

Жена с 1982 года и до конца жизни – Елена Образцова (1939-2015), певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра. С ней он неоднократно выступал как в Большом театре, так и в концертных залах. По словам певицы, Жюрайтис был самым дорогим и любимым мужчиной её жизни; он обладал итальянским темпераментом, отдавал дань романтизму в искусстве и семейных отношениях, очень любил природу, до старости в нём жил ребёнок с присущими ему непосредственностью, детскими эмоциями и взглядом на мир. На склоне лет Жюрайтис крестился в православие с именем Александр[3].

Наиболее близкими друзьями дирижёра были оперные певцы Муслим Магомаев и Тамара Синявская[2].

Творчество[править | править код]

В равной степени отдавал дань увлечения и опере, и балету, музыке классической и современной. Его репертуар насчитывал более 60 названий.

Скрипач Артур Штильман, работавший в Большом театре в 1966-1979 годах, утверждал, что Жюрайтиса как дирижёра отличали холодность, дистанцирование от оркестра и его солистов, нарциссизм, глубокое самолюбование и «непоколебимая вера в свой необыкновенный дирижёрский талант»:

…Технически он делал всё правильно и достаточно точно, но его дирижирование несло чувство холода и отторженности как от окружающих его людей, так и от глубинной сущности – души самой музыки. Главной целью его выступлений <…> всегда казалась не музыка композитора, а он сам. …Он ясно ощущал себя на огромной высоте над всеми как в жизни, так и в своей работе, и на такой высоте он и оставался – в полном одиночестве – в ощущении своей необыкновенной значимости.

.

В то же время Штильман считал, что как дирижёр балетных спектаклей Жюрайтис, обладая отличной памятью, мало завися от партитуры и хорошо зная специфику балета, «был вполне на своём месте». Когда же дело касалось тонкостей музыки как таковой, он уступал «в гибкости, вкусе, теплоте» другому дирижёры театра – Александру Копылову[4].

Жюрайтис неоднократно переделывал текст партитур исполняемых им сочинений – так, в последней части Шестой симфонии Чайковского он сделал вписки в ноты, согласно которым первые и вторые скрипки должны были играть в унисон, а не так, как написано Чайковским[4].

Согласно тому же Штильману, Жюрайтис дирижировал «длинной дирижёрской палкой, наподобие небольшого бильярдного кия»[4]. Согласно другим источникам, он, в отличие от большинства коллег, не использовал дирижёрскую палочку вовсе и управлял оркестром исключительно руками. Так, когда в Японии артиста спросили, почему он не пользуется палочкой, Жюрайтис ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую»[2].

Дирижёр-постановщик[править | править код]

Балеты[править | править код]

  • 1960 – «Спартак» А. И. Хачатуряна
  • 1960 – «Ванина Ванини» Н. Н. Каретникова
  • 1962 – «Русские миниатюры» на сборную музыку, «Скрябиниана» на музыку А. Н. Скрябина в оркестровке Рогаль-Левицкого
  • 1964 – «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна
  • 1965 – «Весна священная» С. И. Стравинского
  • 1967 – «Асель» В. А. Власова
  • 1967 – «Видение Розы» на музыку К. М. фон Вебера
  • 1969 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1977 – Римская опера)
  • 1971 – «Икар» С. М. Слонимского
  • 1975 – «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (Парижская опера)
  • 1976 – «Ангара» А. Я. Эшпая (Государственная премия СССР, 1977)
  • 1977 – «Подпоручик Киже» на музыку С. С. Прокофьева
  • 1978 – «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (Парижская опера)
  • 1984 – «Раймонда» А. Глазунова

Оперы[править | править код]

  • 1979 – «Бал-маскарад» Дж. Верди
  • 1981 – «Сельская честь» П. Масканьи (концертное исполнение)
  • 1982 – «Паяцы» Р. Леонкавалло (1982, концертное исполнение)
  • 1986 – «Вертер» Ж. Массне (режиссёрский дебют Елены Образцовой)
  • 1986 – «Мазепа» П. И. Чайковского

Письмо в газеты «Правда» и «Литературная газета»[править | править код]

В 1977 году руководство Парижской оперы решило заказать новую постановку оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» советскому режиссёру Юрию Любимову. В качестве дирижёра из Большого театра был приглашён Геннадий Рождественский, музыкальная обработка была поручена композитору Альфреду Шнитке[5]. В период подготовки спектакля А. Жюрайтис также находился в Гранд-опера, готовя постановку балета Юрия Григоровича «Ромео и Джульетта».

Шнитке вспоминал, что оставил клавир в библиотеке Оперы[fr] – так что Жюрайтис познакомился с партитурой случайно. Историк М. Я. Геллер сообщал, что он без разрешения заглянул в партитуру[6].

Жюрайтис был возмущён композиторской версией Шнитке и на основании увиденного в клавире написал «открытое письмо» под названием «В защиту “Пиковой дамы”», в котором резко выступил против постановки в Гранд-опера оперы «Пиковая дама» в оригинальной интерпретации режиссёра Юрия Любимова (музыкальная обработка Альфреда Шнитке, дирижёр Геннадий Рождественский). Эта большая статья была опубликована сперва 8 марта 1978 года в «Литературной газете», наиболее читаемой газете советской интеллигенции, а три дня спустя, 11 марта, в канун генеральной репетиции оперы – в газете «Правда», главном печатном органе КПСС:[7]

…Разве позволительно советским гражданам устраивать средневековое аутодафе над обожаемым советским народом, любителями музыки всей земли Чайковским, выступая в роли инквизиторов? Разве пристойно предавать нашу святыню ради мелких интересов дешёвой заграничной рекламы… Это преднамеренная акция разрушения памятника русской культуры…. Не проявили ли соответствующие организации попустительство этому издевательству над русской классикой?.. Все, кому дорого великое наследие русской культуры, не могут не протестовать против безнравственности в обращении с русской классикой и не осудить инициаторов и участников издевательства над шедевром русской оперы.

Рассуждая о «композиторишке-авангардисте», дирижёр не назвал композитора по имени. Сам Шнитке полагал, что Жюрайтис не был инициатором статьи, а за всей этой интригой проглядывалась фигура секретаря ЦК КПСС по идеологии Михаила Суслова.[8]

Читайте также:  Нина матвиенко биография личная жизнь фото

Статья имела далеко идущие последствия: Юрий Любимов был обвинён в извращении отечественной классики, ему был закрыт выезд в Париж на генеральную репетицию спектакля. Постановка оперы, в нарушение существовавших международных договорённостей, была сорвана, что вызвало громкий скандал и последующий бойкот официальных культурных мероприятий СССР со стороны как Парижской оперы, так и других культурных учреждений Западной Европы.

«Инквизиторская статья в “Правде” Альгиса Жюрайтиса заняла почётное (по силе общественного резонанса) второе место после “Сумбура вместо музыки” в отечественной оперной критике» – писала два десятилетия спустя газета «Коммерсантъ»[9].

Награды и звания, премии[править | править код]

  • 1968 – лауреат международного конкурса Академии «Санта-Чечилия» в Риме.
  • 1968 – Заслуженный артист РСФСР
  • 1976 – Народный артист РСФСР (1976)
  • 1977 – лауреат Государственной премии СССР (за балет «Ангара» в постановке Ю. Н. Григоровича)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Альгис Жюрайтис на сайте Большого Театра
  • Некролог в газете «КоммерсантЪ»
  • К 80-летию со дня рождения Альгиса Марцеловича Жюрайтиса (недоступная ссылка).
  • Е. М. Раскатова. «Борьба за сохранение национального культурного наследия»: Идеологические новации власти в 1970-е годы и художественная интеллигенция. – Вестник ИГХТУ, 2006/1, с. 32-41
  • ОЗП

Источник

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис познакомились на сцене и не расставались 20 лет. Об их любви в Большом театре ходили легенды. Неизмеримый талант и страсть – вот то, чем наградила Елену и Альгиса судьба.

Ни о какой любви Елена Образцова даже не мечтала. Разве что о любви к музыке. Худенькая девушка, дитя войны, на тонких длинных ногах, в которых самым толстым местом были колени, уверенной походкой, вопреки воле отца пришла поступать в консерваторию. Ее взяли без экзаменов: редкий случай – приемная комиссия мгновенно разглядела в ней будущую оперную звезду.

Ноты, пюпитры, репетиции до поздней ночи – Елена не бегала на танцы, как ее сверстницы, учила и учила. «Ленка, останешься в старых девах!» – подначивали однокурсницы. Между собой ее даже прозвали монашкой.

Елена Образцова -биография личной жизни

Елене Образцовой исполнилось двадцать шесть, и слова подруг могли стать пророческими в личной жизни Образцовой, не встреть она в гостях у друзей импозантного и серьезного мужчину, физика Славу Макарова. «Вот мой будущий муж», – пронеслось в голове Образцовой. Так и случилось. Вячеслав -Петрович был старше, умнее, лучше разбирался в жизни.

В их отношениях он сразу взял на себя роль наставника. Елене нравилось, что он одержим служением науке так же, как она – музыке. Они поженились и прожили счастливо семнадцать лет. Пока не грянул гром…

Альгис Жюрайтис – биография, личная жизнь

В их доме бывали коллеги Елены Образцовой по Большому театру, в том числе Альгис Жюрайтис, известный литовский дирижер. Елена старалась каждый раз приготовить особенный ужин – Альгис был очень худым и не ел мяса. Но это была не единственная его странность. В Большом театре над Жюрайтисом часто подтрунивали – вегетарианец, йог, аскет. Он был необыкновенным человеком, гениальным дирижером.

Никогда не использовал дирижерскую палочку, управлял оркестром с помощью рук. Когда в Японии поклонники спросили, почему он не пользуется палочкой, Жюрайтис со свойственным ему остроумием ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую». Он сочетал в себе несочетаемое: литовское хладнокровие уживалось со взрывным итальянским темпераментом, тяга к романтизму соседствовала с крайней необщительностью, а интеллект и огромный багаж знаний об искусстве и мире – с детской непосредственностью в выражении эмоций.

Будучи всю жизнь близок к буддистским идеям, уже в зрелом возрасте Жюрайтис крестился в православие с именем Александр. Всю свою необычайную энергию этот человек выплескивал на сцене, у него были сотни тысяч поклонниц во всем мире. А вот с личным – не везло. Альгис трижды был женат, у него были дочь и сын, которым он признался однажды, что не создан для семейного счастья. «Для этого тоже нужен талант, а я больше талантлив в музыке», – сокрушался он.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис: личная жизнь: За кулисами Большого

Нельзя сказать, что Жюрайтис не обращал внимания на приму Большого, красавицу певицу Елену Образцову. Ведь она тоже была незаурядной личностью. Вот она выходит исполнять свою коронную арию в «Кармен». Публика ахнула: неслыханное дело – оперная дива стоит на сцене босиком! Нигде, ни в одном оперном театре мира такого еще не было.

«Ну, скажите мне, откуда у бедной безработной цыганки деньги купить бархатные туфли с серебряными пряжками?!» – объясняла Елена свой смелый поступок. Она вообще всегда была смелой, почти хулиганкой. Кто еще в зрелом возрасте рискнет попробовать себя в драматическом искусстве и сыграет в спектакле Виктюка, похудев для этого на 28 кг за два месяца?

А в 74 году на «Новой волне» в Юрмале Елена Образцова решила похулиганить и спеть вместе с рэпером Тимати, чем потрясла публику до глубины души… Нет, если Альгис и говорил, что не замечал эту Необыкновенную женщину, то конечно, лукавил.

Однажды в темных коридорах Большого театра Альгис подошел к Елене и предложил спеть оперетту. Она была занята – собиралась на гастроли в Италию, поэтому отмахнулась: «Замечательно, я вернусь, и мы споем». А когда вернулась, Жюрайтис вдруг объявил: концерт оперетты даем через три дня. Как через три дня?! Она же не репетировала ни минуты! А там тексты на немецком, которого она не знала. Елена накинулась было на Альгиса, но встретила его растерянный взгляд – беспомощный, как у ребенка. Он не подумал…

Читайте также:  Константин райкин личная жизнь дети фото биография

Елена Образцова на сцене

И тогда Елена совершила для него этот подвиг: поставила ноты и читала с листа, но концерт спела. Когда занавес опустился, Альгис пришел в гримерку к Елене. Ему не нужно было ничего говорить – она все поняла. Между ними как будто искра пробежала. Случилась любовь, которая разрушила всю предыдущую, налаженную личную жизнь.

Этому не предшествовало никаких ухаживаний, цветов, свиданий. Но они оба поняли, что должны быть вместе. «Все, что я делаю на сцене, – это о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Любовь – Божий дар, от которого нельзя отказываться», – говорила в интервью Елена Образцова.

В театре ничего не скроешь, об их романе быстро узнали, у людей был шок. Все привыкли, что Образцова очень скрытная и строгая и на легкомысленные поступки не способна. Ей говорили: «Ты с ума сошла! Зачем тебе Жюрайтис?»

Они катались вдвоем на машине, по вечерам бродили по улицам, взявшись за руки, словно подростки. А ведь Елене было 43, а Альгису – 54. Скрывать вспыхнувшие чувства было нелегко, особенно Образцовой. Но она переживала за реакцию дочери, которая в это время заканчивала школу. Решили дождаться, когда Леночка сдаст экзамены и поступит в университет. Но однажды Лена сказала матери: «По-моему, Альгис тебя любит». Образцова попыталась обернуть все в шутку, но дочь уже все поняла. И рассказала отцу…

«Слава, ну что ты молчишь?! Разве ты не хочешь меня удержать? Сделай что-нибудь!» – в отчаянии заламывала руки Елена. На что муж лаконично ответил: «Это любовь. Что тут сделаешь?» Она знала, что он прав. Ей было больно уходить из семьи, но без Альгиса жить, есть, дышать она уже не могла. Тогда состоялся концерт – самый ужасный в ее жизни. В зале сидели оба: Альгис и Вячеслав. Они ждали, когда она сделает свой выбор. А выбора у нее уже не было…

Уход к любимому обошелся Елене очень дорого: дочь Леночка осталась с папой и два года общалась с матерью только по телефону, называя ее Еленой Васильевной. Материнское сердце разрывалось на части. Такого удара она не ждала. Но Образцова решила бороться за своего ребенка. И пусть пришлось выслушивать много гадостей, страдать, но потом с Леночкой они стали лучшими подругами, жить друг без друга не могли. Елена знала, что рано или поздно дочь ее поймет. Так и случилось – когда та выросла, вышла замуж, а потом развелась с третьим своим мужем, родила сына…

Елена и Альгис прожили вместе двадцать лет, как один день. Не было ссор, размолвок, упреков. Их объединяла общее дело – музыка, они оба принадлежали искусству. Много ездили вместе и по заграницам, и по России, вместе ставили спектакли. Елена впервые почувствовала себя абсолютно счастливой: рядом с ней был не только любимый мужчина, но и единомышленник. Ей больше не нужно было выбирать между семьей и работой.

Не нужно доказывать свое право на служение искусству. Не нужно ничего объяснять – Жюрайтис понимал все по ее глазам. Цена, которую Образцова заплатила за свою любовь, себя оправдала. Альгис очень любил ее руки, не было дня, чтобы он не сделал супруге массаж и не перецеловал их. Когда они ссорились, Елена сердилась: «Не трогай меня!» А он говорил: «Но они же не виноваты!» – и показывал на ее руки. И она все прощала.

Елена вспоминала: «Он был все время разный. Засыпая вечером, я никогда не знала, с каким человеком проснусь утром. Разговорить его было непросто – очень замкнутый был человек, но когда он начинал говорить, я просто заслушивалась. Вообще-то он молчун был и любил одиночество. Сначала я никак не могла этого понять: в нашем женском представлении, если любишь человека, хочется быть с ним как можно больше. Альгис очень меня любил, но ему хотелось одиночества: уходил на лыжах в лес или уезжал куда-то далеко на велосипеде… Потом я поняла его, и жизнь у нас наладилась».

Однажды во время гастролей Елена сидела в номере, ждала его звонка. И так рванулась к телефону, что сломала палец на ноге. В четыре часа ночи ее увезли в больницу, наложили гипс, и все концерты она пела в инвалидной коляске. Альгис в этой коляске ее возил по городу.

Он всегда дарил ей цветы. А иногда приходил домой и сообщал: «Сегодня я “Жизель” играл для тебя». И все адажио в «Лебедином» были для нее, она это знала. В антракте Альгис обязательно шел ей звонить, и это тоже был подарок. А она, когда могла, старалась заглянуть в антракте к нему в дирижерскую комнату. “Он лежал на диване в черных брюках и белоснежной рубашке, лицо у него было одухотворенное, и я его в эти минуты очень любила…” -признавалась Елена Образцова.

Страшный диагноз

Все оборвалось в одно мгновение. У Альгиса обнаружили рак, сделали операцию. Врач сказал Елене, что ему осталось три месяца. Он прожил полтора года… Все это время Елена была рядом с мужем, поддерживала его, строила планы. Уверяла, что он поправится, а у самой кошки скребли на душе. Наступила черная полоса: Елена упала на сцене и сломала руку, потом ограбили их квартиру и в завершение мук – умер Альгис.

Жить без него Образцова не хотела. Она оставила сцену, на два года сделалась отшельницей, пока друзья не втянули ее в работу. «Я очень любила моего мужа. Я и сейчас очень его люблю…» -постоянно говорила Елена.

Читайте также:  Фриске личная жизнь биография дети

…Елена Васильевна Образцова ушла из жизни 15 января 2015 года, пережив мужа Альгиса Жюрайтиса на шестнадцать лет. В память об этой гениальной паре остались записи концертов, интервью, телепередачи. Но главное, чему они научили нас своим примером, это то, что настоящая любовь есть, и она преодолеет все, если ее не предать.

Источник

Альгис Марцелович Жюра́йтис (1928-1998) – советский, литовский и российский дирижёр. Народный артист РСФСР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1977), дирижёр Большого театра.

Биография

В 1950 году закончил Вильнюсскую консерваторию (класс фортепиано С. Вайнюнаса), в 1958 – Московскую консерваторию (класс дирижирования Н. Аносова). В течение всей карьеры исповедовал романтическое направление в музыке.

Как дирижёр дебютировал в 1951 году в Литовском театре оперы и балета (опера С. Монюшко «Галька»). С 1947 года – концертмейстер Оперной студии Вильнюсской консерватории. С 1950 – концертмейстер, с 1951 – дирижёр Литовского театра оперы и балета. С 1955 года – дирижёр-ассистент Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. С 1958 года – дирижёр Москонцерта. С 1960 года – ГАБТ СССР. В 1990-е годы активно участвовал в забастовке, которой была ознаменована смена власти в Большом театре.

В равной степени отдавал дань увлечения и опере, и балету, музыке классической и современной. Его репертуар насчитывал более 60 названий. Он неоднократно выступал в роли дирижёра-постановщика, в частности, поставил оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди (1979), «Сельская честь» П. Масканьи (1981, концертное исполнение), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1982, концертное исполнение), «Вертер» Ж. Массне (1986), «Мазепа» П. Чайковского (1986). Постановкой «Вертера» дебютировала в режиссуре его жена Елена Образцова, с которой он неоднократно выступал и в Большом театре, и в концертных залах. Участвовал в постановке балетов «Спартак» А. Хачатуряна (1960), «Ванина Ванини» Н. Н. Каретникова, «Русские миниатюры» на сборную музыку, «Скрябиниана» на музыку Александра Скрябина в оркестровке Рогаль-Левицкого, (1962), «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964), «Весна священная» (1965), «Асель» В. А. Власова (1967), «Видение Розы» на муз. К. М. фон Вебера (1967), «Лебединое озеро» (1969; римская Опера, 1977), «Икар» С. М. Слонимского (1971), «Иван Грозный» на муз. С. С. Прокофьева (1975, Париж), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Подпоручик Киже» на муз. Прокофьева (1977), «Ромео и Джульетта» (1978, Париж), «Раймонда» А. Глазунова (1984).

В отличие от большинства коллег Жюрайтис не использовал дирижёрскую палочку и управлял оркестром исключительно руками. Когда в Японии артиста спросили, почему он не пользуется палочкой, Жюрайтис ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую»[1].

Наиболее близкими друзьями дирижёра были оперные певцы Муслим Магомаев и Тамара Синявская[1].

По словам последней супруги Елены Образцовой, Жюрайтис был самым дорогим и любимым мужчиной её жизни; он обладал итальянским темпераментом, отдавал дань романтизму в искусстве и семейных отношениях, очень любил природу, до старости в нём жил ребёнок с присущими ему непосредственностью, детскими эмоциями и взглядом на мир. На склоне лет Жюрайтис крестился в православие с именем Александр[2].

В 1997 году Жюрайтис последний раз побывал на родине, дирижировал в Литовской национальной опере.

Скончался 25 октября 1998 года после диагностированного годом ранее в Литве онкологического заболевания.

Альгис Жюрайтис похоронен на Аксиньинском кладбище[3] в Одинцовском районе Московской области, неподалёку от загородного дома, где он жил вместе с Еленой Образцовой.

Письмо в газеты «Правда» и «Литературная газета»

11 марта 1978 А. Жюрайтис подписал опубликованную в главном печатном органе КПСС – газете «Правда» – большую статью («открытое письмо») под названием «В защиту “Пиковой дамы”»[4], в которой резко выступил против постановки в парижском Гранд-Опера оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в оригинальной интерпретации режиссёра Юрия Любимова (музыкальная обработка Альфреда Шнитке, дирижёр Геннадий Рождественский):

«…Разве позволительно советским гражданам устраивать средневековое аутодафе над обожаемым советским народом, любителями музыки всей земли Чайковским, выступая в роли инквизиторов? Разве пристойно предавать нашу святыню ради мелких интересов дешевой заграничной рекламы… Это преднамеренная акция разрушения памятника русской культуры…. Не проявили ли соответствующие организации попустительство этому издевательству над русской классикой?.. Все, кому дорого великое наследие русской культуры, не могут не протестовать против безнравственности в обращении с русской классикой и не осудить инициаторов и участников издевательства над шедевром русской оперы»[5]

Статья вышла в канун последней – генеральной репетиции оперы. Аналогичная статья появилась тремя днями раньше (8 марта 1978) в наиболее читаемой газете советской интеллигенции – «Литературная газета». Примечательна история знакомства А. Жюрайтиса с партитурой будущей оперы. А. Шнитке вспоминал, что оставил клавир в библиотеке оперы и на его основании Жюрайтис и написал статью. М. Я. Геллер сообщал, что А. Жюрайтис, дирижировавший в то время в парижской опере советской постановкой, без разрешения заглянул в партитуру.[6]

Статья имела далеко идущие последствия: Юрий Любимов был обвинен в извращении отечественной классики, ему был закрыт выезд в Париж на генеральную репетицию. Постановка оперы, в нарушение существовавших международных договоренностей, была сорвана, что вызвало громкий международный скандал и последующий бойкот официальных культурных мероприятий СССР со стороны парижской Гранд-опера и других культурных учреждений Западной Европы.

А. Шнитке полагал, что А. Жюрайтис не был инициатором статьи, а за всей этой интригой проглядывалась фигура секретаря ЦК КПСС по идеологии М. А. Суслова.[7]

Звания, премии, награды

  • Заслуженный артист РСФСР (1968)
  • Народный артист РСФСР (1976)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1977)
  • Лауреат международного конкурса Академии Санта-Чечилия в Риме (1968).

Семья

Жюрайтис был женат четыре раза, имел двух детей[1].

Дочь – Аудроне Жюрайтите, музыковед, профессор Литовской академии музыки и театра. Сын – Алексей.

Жена с 1982 года и до конца жизни – Елена Образцова, певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1976), лауреат Ленинской и Государственных премий России, Герой Социалистического Труда.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Юбилей Елены Образцовой
  2. ↑ Телеканал «Культура», 18 января 2015 года. Запись интервью Е. В. Образцовой
  3. ↑ Могила А. М. Жюрайтиса
  4. ↑ «Правда», 1978, 11 марта
  5. ↑ там же.
  6. ↑ см.: Геллер М. Я. Российские заметки, 1969-1979. – М.: МИК, 1999
  7. ↑ Беседы с Альфредом Шнитке. – М.: «Классика XX», 2003. – ч. 2, с.172

Ссылки

  • Альгис Жюрайтис на веб-сайте Большого Театра
  • Некролог в газете «КоммерсантЪ»
  • К 80-летию со дня рождения Альгиса Марцеловича Жюрайтиса.
  • Е. М. Раскатова. «Борьба за сохранение национального культурного наследия»: Идеологические новации власти в 1970-е годы и художественная интеллигенция. - Вестник ИГХТУ, 2006/1, с. 32-41

Источник