Зоя богуславская биография личная жизнь

Богуславская Зоя Борисовна – известная советская и российская писательница, драматург, эссеист и прозаик. Принимает участие в общественной деятельности, организует культурные проекты в России и за рубежом. Вдова известного поэта Андрея Вознесенского.
Детские годы
Зоя Богуславская, биография которой представлена в этой статье, появилась на свет в Москве 16 апреля 1929 года. Ее родители принадлежали к интеллигенции. Отец, Борис Львович, занимался инновационными разработками в сфере машиностроения. Был очень известным ученым, многие вузы занимались по его учебным пособиям. Будущая писательница признавалась, что отца любила намного больше, чем мать. Потому что папа любил детей, а мама – работу. Но Эмма Иосифовна была искренне привязана к дочери, хоть и не всегда могла это показать, именно она дала ей имя Зоя, что переводится с греческого как «жизнь».
В 25 лет Борис Львович был назначен главным инженером на заводе Орджоникидзе, а затем отправлен для повышения квалификации в ГДР. Мать в это время работала в клинике Штерна. Благодаря поездке Зоя Борисовна освоила в совершенстве немецкий язык еще в детстве. В Германии семья прожила с 1930 по 1932 год. После возвращения начались репрессии, большинство представителей интеллигенции (среди них было множество знакомых Богуславских) попали под следствие.
Начало карьеры
В школьное время Зоя Богуславская увлеклась театром, где пробовала себя и как актриса, и как драматург. Поэтому с выбором будущей профессии проблем у девушки не возникло. Зоя Борисовна поступила на факультет театроведения в ГИТИС, который окончила с красным дипломом. Затем поступила в аспирантуру Института истории искусств при Академии наук СССР. На отлично защитила диссертацию.
Однако юность будущей писательницы не была особенно радужной, это было страшное военное время. Богуславская не осталась в стороне и работала медсестрой в военном госпитале, а в свободное время вместе с другими студентами ГИТИСа разгружала баржи на Оке.
После окончания института девушка пошла работать редактором в издательство «Советский писатель». Одновременно с этим также подрабатывала в Высшем театральном училище. Упорная работа была высоко вознаграждена – Богуславская была назначена на должность руководителя Комитета по присуждению Ленинской премии.
Начало литературной карьеры
Свой творческий путь Зоя Богуславская начала в качестве театрального и кинокритика, но настоящую известность получила после выхода своих первых повестей «Защита» и «Семьсот новыми». Произведения были изданы в России и во Франции, принесли автору звание представителя новой волны в литературе и сделали ключевой фигурой культурного процесса реформистского времени.
А дебютировала Богуславская с повестью «И завтра», которая была опубликована в журнале «Знамя». Произведение сразу же было замечено критиками, а затем переведено на другие языки.
После публикации нескольких других произведений, включая рассказы и романы, Зою Борисовну причислили к писателям, работающим в рамках Трифоновской школы прозы. Прогрессивные критики видели в ее творчестве попытку описать новую сторону жизни современного общества. Однако консервативные представители литературного мира обвиняли писательницу в аполитичности и чрезмерном увлечении психологической стороной человеческой натуры. Психологизм для представителей соцреализма был вредным и ненужным явлением.
Драматургия и не только
В 70-е годы Зоя Богуславская начинает активно заниматься драматургией. Вскоре в журнале «Театр» вышли две ее пьесы «Контакт» и «Обещание». Первая драма была поставлена в театре им. Е. Вахтангова. Вторая оказалась под запретом еще на стадии репетиций, хотя должна была войти в репертуар МХАТа.
Большую известность принес писательнице цикл эссе «Невымышленные рассказы», в которых были описаны встречи с различными представителями американской, европейской и русской культуры, среди которых: А. Райкин, М. Шагал, Х. Кортасар, Л. Леонов, В. Панова, М. Рощин, А. Миллер, Ю. Любимов, М. Барышников, Н. Саррот, Б. Бардо и пр.
Произведения, изданные в 90-е
После развала СССР Зоя Богуславская (фото писательницы можно найти в этой статье), как и многие другие авторы, смогла опубликовать многие свои произведения, до этого запрещенные. Среди них оказались:
- Повести «Окнами на юг» и «Близкие», считающиеся самыми первыми художественными произведениями о «новых русских».
- Эссе «Лайза и Барышников», «Время Любимова и Высоцкого», которые вызвали бурную реакцию критиков.
- Публицистика «Американки», стоящая особняком среди произведений писательницы. Тем не менее книга стала бестселлером и получила несколько литературных премий.
Произведения Богуславской всегда вызывали интерес у критиков и возбуждали бурные дискуссии. Многие из книг были запрещены цензурой в советское время. Практически все произведения писательницы были переведены на разные европейские языки.
Общественная деятельность
В начале 60-х Зоя Богуславская решает создать Ассоциацию женщин-писательниц России, которая впоследствии превратилась в Международную ассоциацию со штаб-квартирой в Париже. Также она является членом Исполкома Русского Пен-центра и входит в состав редакторских коллегий нескольких журналов. Зоя Борисовна – частый гость на форумах и в университетах Франции, США, Великобритании. Постоянная участница книжных ярмарок в Германии, Испании и других европейских странах. Какое-то врем работала в Колумбийском университете Нью-Йорка.
Писательницу всегда отличали интерес к простым людям, желание помочь талантливой молодежи по всему миру и любовь к искусству. Богуславская считается признанным авторитетом в области литературы, театра и кино. Несмотря на преклонный возраст, пристально следит за появлением и развитием новых направлений в искусстве.
В свободное время Зоя Борисовна увлекается плаваньем и коньками, а также участвует в соревнованиях по волейболу. В настоящее время живет в Москве.
Зоя Богуславская: книги
Перечислим те произведения писательницы, которые можно найти на полках библиотек и книжных магазинов:
- Критическая литература: «Леонид Леонов», «Вера Панова».
- Прозаические книги: «…и завтра», «Транзитом», «Защита», «Посредники», «Близкие», «Гонки», «Зазеркалье», «Веруня и джентльмены», «Вымышленное» (в двух томах), «Ошибка».
- Пьесы: «Контакт», «Обещание».
Зоя Богуславская (биография): личная жизнь
Писательница трижды была замужем. Первым мужем Богуславской стал Георгий Новицкий, актер Ленинского театра, где и познакомились молодые люди. Для Зои это была первая настоящая любовь, девушке тогда только исполнилось девятнадцать лет. Однако счастье длилось недолго, и брак распался.
Затем Зоя Борисовна стала супругой Бориса Кагана, известного ученого, который был доктором технических наук и даже получил Сталинскую премию. Вскоре у четы появился ребенок – сын, которого назвали Леонидом. Но и этот брак долго не просуществовал.
В 1964 произошла роковая встреча Зои Борисовны с Андреем Вознесенским. Известный поэт практически вскружил голову молодой женщине. В этом же году она разводится с мужем и вступает в брак с Вознесенским. Эти отношения оказались для Богуславской самыми длинными. Вместе супруги прожили 46 лет. Все эти годы была по-настоящему счастлива Зоя Богуславская. Фото в молодости доказывают, что писательница была довольно привлекательной женщиной, поэтому вопросов о том, почему она пользовалась такой популярностью у мужчин, не возникает.
Источник
Зоя Богуславская
Зоя Борисовна Богуславская. Родилась 16 апреля 1924 года в Москве. Советская и российская писательница, прозаик, эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед. Жена поэта Андрея Вознесенского.
Зоя Богуславская родилась 16 апреля 1924 года в Москве.
Отец – Борис Львович Богуславский, инженер, учёный в области кибернетики и машиностроения, автор ряда научных работ, монографий и учебных пособий.
Мать – Эмма Иосифовна Богуславская.
С ранних лет Зоя увлекалась литературой и театром. В школьные годы писала тексты для драмкружков и литературных вечеров.
После окончания школы поступила в ГИТИС на театроведческий факультет, который окончила в 1948 году.
В 1949 году она пыталась стать актрисой. Однако отказалась от этой идеи. Сама она вспоминала: “Актрисой я не стала совершенно сознательно. Было это так. Однажды иду мимо Малого театра и вижу объявление о наборе артистов во вспомогательный состав. Чем черт не шутит – подумала я, зашла, прочитала какую-то басню… На следующий день вывесили списки принятых. И моя фамилия – среди них! Я всю ночь не спала. Ходила и думала: вот я выиграла счастливый билет. И что теперь делать? И решила – нет, не хочу! Не мое! Дело в том, что я не могу ничего повторять по нескольку раз. Не способна одинаково сказать, сделать, я все должна придумать заново, по-другому… Совершенно очевидно, что я не смогу играть одну и ту же роль годами, как это принято у актеров. И не хочу!”.
Она поступила в аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. Тема диссертации: «Советская драматургия московских театров».
Зоя Богуславская в молодости
В 1951 году в газете «Советское искусство» вышла ее первая критическая рецензия.
После защиты диссертации работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям.
Зоя Богуславская стала широко известной после двух публикаций: «Брижит Бардо – последняя суперстар», которая появилась в «Литературной газете» и была тут же перепечатана почти по всей Европе, и «Девушкой можно быть раз в жизни», напечатанной в «Московском комсомольце». Последняя статья была написана по итогам встречи с десятиклассницами нью-йоркской школы. Зоя Борисовна спросила одну из них: «А вы уже замужем?». На что та ответила: «Куда спешить?», а продолжила фразой, и ставшей заголовком нашумевшего материала.
Последующие за этими публикациями рассказы и повести «700 новыми», «Защита», а потом книга «Американки» сделали Зою по-настоящему знаменитым писателем.
Начав свой творческий путь как театральный и кинокритик, впоследствии Зоя Богуславская получила широкую известность как писатель новой волны.
В конце 1960-х годов ей принесли известность статьи о театре и кино, были опубликованы монографии о Леониде Леонове и Вере Пановой. В 1967 году Зоя Богуславская дебютирует в литературе с повестью «И завтра», опубликованной в журнале «Знамя», которая сразу же была переведена во Франции.
В начале 1970-х годов прозаические произведения Богуславской печатаются в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность». Большим читательским интересом пользовались её книги «Наваждение» и «Близкие». Перу писательницы принадлежат также две театрализованные «повести в диалогах» – «Контакт» (театр имени Евг. Вахтангова) и «Обещание» (в процессе репетиции во МХАТе спектакль был запрещён). Прогрессивная критика причислила её к писателям, близким к трифоновской школе прозы, открывающим новые стороны жизни современного человека, – консервативная критика обвиняла в аполитичности, увлечении психологическими глубинами человека.
В 1960-е годы Зоя Богуславская стала создателем Ассоциации женщин-писательниц в России, затем Международной ассоциации женщин-писательниц в Париже. Она также является членом Исполкома Русского Пен-центра, членом редколлегий ряда журналов. Зоя Богуславская владеет английским, немецким и французским языками. Она неоднократно выступала в университетах и на форумах в США, Франции, Великобритании, участвовала в книжных ярмарках (Франция, Испания, Германия, Великобритания и др.). Работала приглашённым писателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке.
В 1991 году по проекту Зои Борисовны Богуславской была учреждена первая в России Независимая премия «Триумф» во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры Ю. Башмет, В. Васильев, Э. Климов, А. Битов, В. Абдрашитов, Е. Максимова, А. Вознесенский, О. Табаков, В. Спиваков и другие, и одноименный Фонд, генеральным директором которого она стала. В 2010 году впервые прошло вручение молодёжной премии «Триумф» и учрежденная с фондом «Триумф-Новый Век» научная премия, которая вручается российским учёным, занимающимся фундаментальными и теоретическими исследованиями за «весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки».
В 1998 году издается 2-томник Зои Богуславской «Зазеркалье», куда входят основные её произведения. Книга выпущена издательством «Культура» и включает 52 фотографии из личного архива, с портретом и обложкой кисти известного художника Рустама Хамдамова, оформлением А. Коноплева.
Творчество Зои Богуславской неизменно вызывало острый интерес, вокруг её книг развертывались дискуссии, многие из них в своё время запрещались цензурой. Основные произведения неоднократно переиздавались, переводились на французский, итальянский, английский, японский и многие другие языки мира. Во Франции были переведены четыре повести.
Широко известен цикл эссе Зои Богуславской «Невымышленные рассказы» о встречах с самыми разными выдающимися деятелями российской, европейской и американской культуры Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Верой Пановой, Леонидом Леоновым, Михаилом Рощиным, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым, Натали Саррот, Лайзой Минелли, Брижит Бардо и др.
По мнению критиков, повести «Близкие», «Окнами на юг» можно считать первыми художественными произведениями об истинно новых русских. Эссе «Время Любимова и Высоцкий», «Лайза и Барышников, Миша и Минелли», вызвавшие широкий отклик критики. Особняком в творчестве писательницы стоит художественно-публицистическая книга «Американки» и в переиздании «Американки плюс», ставшие бестселлером и удостоенные нескольких призов за лучшую публикацию года.
По сюжетам книги программой «Браво» в США была снята серия телефильмов.
Зоя Богуславская является автором многих других культурных акций, прежде всего связанных с «триумфовцами» — ежегодные фестивали искусств «Рождественская карусель» в Москве, Тольятти, Париже, а также инициатором других художественных событий: авторских вечеров, театральных и кинопремьер, концертов.
Зоя Богуславская
Личная жизнь Зои Богуславской:
Трижды была замужем.
Первый муж – Георгий Новицкий, актер, служил в Ленинградском театре, позже стал актером Театра имени Моссовета. Вышла за него замуж в 19 лет.
Зоя Богуславская и Георгий Новицкий
Второй муж – Борис Каган, доктор технических наук, профессор, конструктор в области автоматики и вычислительной техники, лауреат Сталинской премии.
В браке родился сын Леонид Богуславский, известный российский инвестор и совладелец компаний Яндекс и Озон.ру.
Третий муж – Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010), советский и российский поэт, публицист, художник, архитектор. Вознесенский долго ухаживал за Богуславской – еще когда она была замужем за Каганом. Он написал посвященную ей поэму «Оза». Поженились в 1964 году и прожили вместе 46 лет, вплоть до смерти Вознесенского 1 июня 2010 года. В память о нем Зоя Богуславская и ее сын Леонид учредили премию «Парабола».
Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский
Фильмография Зои Богуславской:
2008 – Поэзия и время. Андрей Вознесенский (документальный)
2011 – Высоцкий. Вот и сбывается всё. что пророчится… (документальный)
2011 – Больше, чем любовь. Борис Слуцкий и Татьяна Дашковская (документальный)
2012 – Белла Ахмадулина. “А напоследок я скажу…” (документальный)
Библиография Зои Богуславской:
1967 – …и завтра
1972 – Транзитом: Повести и рассказы
1979 – Защита: Рассказы, повесть, роман
1979 – Повести
1981 – Посредники: Повести
1988 – Близкие: Букинистическое издание
1988 – Гонки; Транзитом; Защита
1991 – Американки
1993 – Американки плюс
1997 – Зазеркалье: Сочинения в двух томах
2009 – Веруня и джентльмены
2009 – Вымышленное. В 2-х томах
2009 – Предсказание
2010 – Ошибка
Пьесы Зои Богуславской:
1979 – Контакт: Психологическая хроника
Источник
Фото Семена Кац для Forbes
Бизнесмен Леонид Богуславский сделал подарок своей матери, писателю Зое Богуславской — особняк на Большой Ордынке за $9 млн, где уже год работает культурный центр Андрея Вознесенского
Культурный центр Вознесенского — собственность Фонда Андрея Вознесенского, созданного предпринимателем, венчурным инвестором Леонидом Богуславским и его матерью, писателем и общественным деятелем, многолетней спутницей поэта Зоей Богуславской. Проще говоря, центр — дар любящего сына матери, сделанный в тот момент, когда, по словам Богуславского, «бюрократические забеги по созданию музейно-культурного центра, предпринятые в течение нескольких лет, ничем не увенчались». «Когда стало понятно, что музея не дождаться, — рассказывает Зоя Богуславская, — «Э-э», сказали мы с Леонидом Борисовичем по Гоголю». В общем, «мы с мамой решили, что сделаем все сами, не обращаясь к государству ни в организационном плане, ни в финансовом», — говорит Леонид Богуславский.
Музей и мама
Леонид Богуславский подходит к микрофону и читает «Голос» Андрея Вознесенского:
«Раздайте себя немедля,
Даруя или простивши,
Единственный рубль имея,
Отдайте другому тыщу!»
При звуках голоса Богуславского на стене появляется проекция текста, отдельные строки и слова пишутся крупнее и ярче других. «Это наш обратный караоке, — объясняет Леонид Богуславский. — Устроен по принципу распознавания текста с голоса. Такую технологию используют и Google, и «Яндекс», а вот применить ее для чтения стихов придумал авторский коллектив, который создавал наш культурный центр».
Расположенный в небольшом замоскворецком особняке начала XIX века (среди владельцев в прошлом и штабс-капитан Евграф Демидов, потомок заводчика Демидова, и купец второй гильдии Дружинин), сохранившем в интерьере исторические печи-голландки, Центр Андрея Вознесенского меньше всего похож на рядовой музей.
От сына — матери
Куратор и автор концепции проекта Петр Шепотинник и архитектор Агния Стерлигова и ее бюро Planet 9 превратили пространство старинного дома в аттракцион мультимедийных инсталляций, где произведения современного искусства, архивные фото-, видео- и аудиоматериалы воссоздают атмосферу жизни и творчества Андрея Вознесенского, рассказывая о нем современным языком.
«Лето, жара, я иду по Большой Ордынке с риелтором Машей. Она показывает мне три здания. И я выбираю особняк XIX века с большим залом, многокомнатный, просторный. Признаться, это был чрезвычайно дорогой вариант. Леонид Борисович посмотрел на другой день и одобрил, — рассказывает Зоя Борисовна Богуславская. — Я ушла на второй план. Идея, дизайн, весь эстетический ряд разработаны Леонидом Борисовичем».
«Идея была — не делать музей, — рассказывает Богуславский. — Хотя у нас есть множество артефактов, на мой взгляд, важнее и интереснее создать культурный центр, в котором, с одной стороны, присутствуют экспонаты, имеющие отношение к творчеству Андрея, а с другой стороны, это чуть-чуть независимое от него пространство, где можно устраивать разные культурные проекты. Нам хотелось создать центр, где было бы интересно молодым людям. Мы с мамой определили общее зонирование, что, где должно быть по-крупному расположено, а разрабатывала проект творческая группа под руководством Петра Шепотинника».
Центр Андрея Вознесенского открылся 12 мая 2018 года, в 85-й день рождения поэта. Под руководством директора фонда Ольги Варцевой и арт-директора Антона Каретникова творческая программа центра постоянно меняется, благо технические возможности пространства позволяют и показывать интерактивные инсталляции, и устраивать живые дискуссии с шампанским. Здесь проходят киновечера, выставлена инсталляция Кати Бочавар, транслируют оперу-инсталляцию «Некийя» композитора Дмитрия Курляндского (Курляндский — лауреат премии «Парабола» в области литературы и искусства, учрежденной Фондом Андрея Вознесенского) и поэта Димитриса Яломаса. До 30 сентября открыта интерактивная выставка-инсталляция «Им 20 лет», посвященная 55-летию фильма Хуциева и Шпаликова, — любой хипстер может телепортироваться в эпоху кинематографистов.
Семейная история
Зоя Борисовна Богуславская входит в центр. Она приехала представлять фильм о Вознесенском: по вторникам и четвергам в особняке на Большой Ордынке, 46, проходит киноклуб «Вознесенский Cinema», где показывают и обсуждают артхаус и документальное кино разных лет. В первом же зале на охристо-красных кубах вывешены фотографии друзей и ровесников из ближнего круга Андрея Вознесенского, на стенах — проекции видео артистов разных поколений, читающих стихи поэта. «А где портрет?» — недоуменно спрашивает Богуславская. «Зоя Борисовна, посмотрите, у нас такая концепция, вот тут все рядом», — принимаются объяснять сотрудники центра. «Хорошо, — отвечает Зоя Борисовна. — Но я хочу видеть его сразу при входе».
«В жизни Андрея существовала моя мама как муза, а все остальные — лишь постольку, поскольку были нужны для его творчества, для вдохновения. Ему было важно, чтобы восхищались, чтобы создавали атмосферу. Грубо говоря, для Вознесенского практически ничего не существовало, кроме его творчества», — говорит Леонид Богуславский.
Семен Кац для Forbes
Когда Андрей Вознесенский появился в жизни Зои Богуславской, ее сыну Леониду было тринадцать лет. «Чтобы мне понравиться, Андрей повез меня на птичий рынок на Таганке. Он чуть-чуть подстраивался под меня, — рассказывает Леонид Богуславский. — Наверное, ему было малоинтересно, но мы походили по рынку и купили бурундука, принесли в квартиру. Тогда мы короткое время жили на улице Щербаковской, между метро «Семеновская» и «Измайловский парк». Андрей совершенно не понимал, что с этим бурундуком делать. Произошла страшная глупость: мы его выпустили, он бегал, бегал и, к сожалению, подо что-то залез, и его придавило.
Андрей, что называется, поставил галочку. Сходил на птичий рынок, уделил мне время и внимание. На этом наше тесное общение надолго прервалось. Если называть вещи своими именами, Андрей меня не замечал. Мы жили как семья; он хорошо ко мне относился, но я был приданым Зои, довеском к любви к моей маме. Я ощущал, что я вторичен, что я придаток. Его отстраненное отношение сыграло важную роль в моем становлении как личности. Его равнодушие по-хорошему меня задевало, я задался целью стать ему интересным.
Это стимулировало меня выигрывать олимпиады, добиваться серьезных результатов в науке. Я стремился максимально сепарироваться как личность. Надо сказать, мне это удалось. В какой-то момент я стал интересен Андрею как личность. Я оказался успешен в тех областях, которые могли ему понадобиться для творчества, подпитывать его. Он стал расспрашивать, мы начали что-то обсуждать, причем на моей поляне, там, где находились мои интересы. Я стал для него источником важной, полезной информации.
На рубеже конца семидесятых — начала восьмидесятых годов я рассказывал ему о математических результатах, к чему они приводят. А в начале девяностых — про интернет и новые технологии.
Семья и бизнес
Леонид Борисович, как Вознесенский с его стремлением к экспериментам, с его видеомами реагировал на компьютерные технологии?
Леонид Богуславский: Вознесенский искал новые технологии коммуникации. Видеомы для него — это некая технология синтеза и передачи образа и слова, обращение в данном случае к зрителю, а не слушателю. Андрею нравились лазерные шоу. То есть он старался обыграть видео и стихотворный текст таким образом, чтобы возник синтез коммуникаций и создалось что-то новое. Но при всей своей открытости к новому и современному Вознесенский не стал компьютерным гиком, в свое творчество он этого не взял. Может быть, это связано с тем, что последние 15 лет он болел. Думаю, если бы болезнь так не мучала его, мы бы увидели его интересные находки, он бы развернулся еще сильнее вслед за видеомами и лазерами. Сейчас трудно представить, что «Лужники» были забиты людьми, которые пришли слушать стихи. Не верится, что поэты собирали стадионы. Я это объясняю так: в тот момент читаемая вслух поэзия была важным каналом коммуникации мыслей, идей, чувств аудитории. Поэзия позволяет большую свободу, чем проза. Многовариативность текста, смысловая подстрочность работали как маячки для широкой аудитории. Сейчас есть другие возможности.
Семен Кац для Forbes
То есть Telegram-каналы, WhatsApp и социальные сети сейчас играют коммуникационную роль поэзии?
Леонид Богуславский: Поэзию нельзя заменить. Но новые технологии изменили возможности доступа к аудитории. Притом что сейчас нет такого уровня цензуры, как в СССР, и можно достаточно открыто писать художественную прозу, если мы берем большую аудиторию, то видим, что люди, используя социальные сети, Twitter, YouTube, WhatsApp, пересылают друг другу какие-то смешные картинки, самовыражаясь и чувствуя себя причастными к адресуемым группам, своей аудитории. Принципиально изменилось пространство коммуницирования. Followers, «подписчики» — это больше чем «Лужники», это многомиллионная аудитория, которая отслеживает конкретного человека, неважно, кто он — рок-звезда, выдающийся спортсмен, популярный политик или opinion maker. Поэт в шестидесятые-восьмидесятые годы был лидером мнений, коммуницировавший с большой аудиторией. Сейчас новые технологии позволяют коммуницировать с аудиторией в сто раз больше.
Означает ли это, что технологии помогут появлению новых поэтов на онлайн-стадионах?
Леонид Богуславский: Возможно. Однако новые технологии коммуникации, например свой канал на YouTube, дает талантливым людям большую возможность самовыражения. Поэтому человек, который в условиях ограниченных возможностей, вероятно, стал бы выдающимся поэтом, в условиях широких возможностей может пойти по менее трудоемкому пути и стать лидером мнений, звездой в каком-то социуме, просто разговаривая через видеоконтент со своей аудиторией.
Культура сместилась в область журналистики и массмедиа: и проза, и кино начинают добавлять элемент документа. Например, многосерийный фильм «Дау». Мне кажется, что за такими проектами будущее. Возможно, это уже мейнстрим.
Сейчас Netflix хочет снимать, как живут игроки очень известной футбольной команды уровня «Реала» или «Баварии». Поскольку футбол — спорт номер один, у этого проекта потенциально самая гигантская аудитория в мире. Пока люди видят только то, что происходит на поле, читают какие-то новости, интервью, но не могут погрузиться в понимание жизни футбольных звезд, увидеть, что их волнует, какие у них проблемы, какие у них отношения с любимыми. Думаю, если такой проект будет осуществлен, его ждет огромный успех.
У меня есть международный спортивный проект, мировая чемпионская серия стартов триатлетов «Суперлига триатлона», соревнования проводятся в разных странах, в них принимает участие вся элита этого спорта. Я думаю, что для продвижения Суперлиги недостаточно интересно подавать чисто спортивный контент. Нужно делать фильмы о жизни атлетов, как они встречают свою любовь, как воспитывают своих детей.
Технологии vs cемейный сценарий
Леонид Борисович, а как воспитывали вас?
Леонид Богуславский: Моя мама всегда была для меня не только мамой, она была другом. В ней есть такая мудрость, что она меня не ругала, ни на чем не настаивала. У нас действовало правило: она не могла просто сказать «нельзя», она должна была аргументировать, объяснить, почему нельзя. В подростковом возрасте она говорила, что я могу оставаться на ночь там, где захочу, и делать что хочу, но обязан позвонить ей и сказать, что не приду. И я всегда звонил, потому что знал: она не может мне запретить без причины. Должен был быть аргумент, почему я должен поступить так, а не иначе. А когда я был в десятом классе, мама с Андреем переехали жить в Переделкино. Началась лафа, я остался один в квартире.
Зоя Богуславская: У Леонида Борисовича с детства была привычка уходить, отрываться и путешествовать. Однажды в девятом классе он увел весь класс с урока военного дела в какой-то поход, за что был исключен из школы. Он пришел ко мне и сказал: «Мама, ну только если умолишь директора». — «Ты же знаешь, — ответила я, — никогда я не пойду никого просить». — «Тогда… Если бы в школу пришел Владимир Высоцкий и спел, меня бы, может, простили. Он же твой друг». Я позвонила Высоцкому: «Леньку исключают из девятого класса. Это волчий билет. Володь, ты мог бы выступить в школе?» И он ответил без заминки: «Выступлю. Но у меня нет гитары. Я не помню, где ее вчера оставил». Купить гитару в городе Москве тогда было невозможно. Я позвонила Зурабу Церетели: «Зураб, у меня проблема, выручай». И он приволок какую-то музейную гитару работы старинного мастера.
Когда прошел слух, что в школе будет петь Высоцкий, на крышах, на фонарях, на деревьях висели желающие его послушать. На другой же день директор принял моего сына с распростертыми объятиями.
После концерта мы решили попировать с Володькой. Он был в ударе — быть может, такая молодая аудитория у него собралась впервые — и потом ушел куда-то еще. Позвонил в шесть утра: «Я не знаю, где гитара». Я — Церетели: «Зураб, что делать? Как хочешь ругай меня. У Володьки увели гитару». Но Зураб был на высоте, он ответил: «Цацуля, чтоб у тебя не было другого горя в жизни».
Семен Кац для Forbes
В традиционном понимании своего сына я не «воспитывала». Как у человека либерального, который в те годы часто был оппозиционен решению вышестоящих органов — меня прессовали много лет за Синявского и Даниэля, потом за Бродского, — у меня было убеждение, что воспитание ребенка может быть только в том, чтобы прочитать его свойства, его предназначенность. И помочь этой предназначенности осуществиться, а не переламывать ее через колено.
Леонид Борисович, на ваш взгляд, с изменением технологий меняются ли семейные отношения? Или родительские паттерны сильнее нас, устойчиво передаются из поколения в поколение?
Леонид Богуславский: Мой родной отец, когда я был совсем маленьким, мной мало интересовался. Я часто вспоминаю, как он сказал моей маме: «Леня будет меня интересовать, когда научится отсасывать бензин из канистры в бак машины». К двенадцати я научился. Примерно в этом возрасте отец стал брать меня с собой в походы, в горы. Мы много времени проводили вместе. Я, к сожалению, тоже на него похож. В общении с детьми мне важна какая-то активность. Например, путешествовать или заниматься спортом, вовлекать их во что-то новое. Мне значительно интереснее привести свою шестилетнюю дочку на стадион, на футбольный матч, посмотреть, как она болеет за любимую команду, чем читать ей сказки на ночь. Я думаю, что это мужской подход, учить ребенка новым физическим навыкам: плавать, кататься на лыжах, играть в теннис.
Спорт и путешествия — так я проводил свободное время со старшими детьми. Удивительно, но это осталось и сейчас, когда они совсем взрослые. У них появились друзья, бойфренды, герлфренды. Но если я предлагаю им поехать куда-то со мной, они срываются и едут.
Следом за мной они освоили триатлон. Недавно в финале Суперлиги триатлона в Сингапуре мы выступали семейной командой: Бен, жених моей дочери, плыл, дочь Настя ехала на велосипеде, а моя нынешняя жена Настя бежала. В начале весны мы вместе со старшим сыном Димой участвовали в соревнованиях по триатлону в Техасе.
Когда я только увлекся триатлоном, дети приезжали поболеть за меня, и я как-то сказал сыну: «В Новом Орлеане будет гонка, половинка длинного Ironman, у тебя есть три-четыре месяца, чтобы подготовиться. Не хочешь поехать попробовать свои силы?» А он ответил: «Папа, я уже зарегистрировался». Сейчас он сделал два полных Ironman.
Анастасия Богуславская: У Леонида бешеная энергетика. Глядя на то, с каким увлечением он занимается спортом, нельзя не втянуться, просто невозможно. При этом ему хватает мудрости и терпения ждать, когда ты дозреешь и выберешь свой тренировочный план как будто по собственному желанию. То есть он, конечно, давит, но терпимо, оставляя некий коридор твоего комфорта. Так что теперь мы тренируемся всей семьей. Иначе, наверное, и быть не может.
Заброшенные миллиарды: 7 самых дорогих пустырей и недостроев в центре Москвы
Источник