Николай парфенов биография личная жизнь

Николай парфенов биография личная жизнь thumbnail

Николай Иванович Парфёнов (26 июля 1912, Сергиевы-Горки, Гороховецкий уезд, Владимирская губерния – 7 января 1999, Москва) – советский и российский актёр театра и кино; заслуженный артист РСФСР (1968).

Биография[править | править код]

Николай Парфёнов родился 26 июля 1912 года в селе Сергиевы-Горки Владимирской губернии (ныне Вязниковский район Владимирской области). Его отец служил помощником капитана парохода, ходившим по Волге, а мать, имея на руках шестерых детей, занималась домашним хозяйством. После Октябрьской революции отца назначили директором льномяльного завода, но вскоре он умер.

После смерти отца вся нагрузка по обеспечению семьи легла на старших братьев, Николая и Бориса, которые целый день трудились в поле, и постепенно им удалось поднять хозяйство. В начале 1930-х годов в период коллективизации семья была раскулачена.

Чтобы спасти детей, мать отправила их в Пермь, а сама была отправлена на торфоразработки. В Перми Николай и брат Борис поступили в ВУЗ, но впоследствии были отчислены. В Москве они устроились работать арматурщиками на завод «Серп и Молот», а три сестры из четырёх поступили учиться в МГУ. После получения сёстрами образования они устроились на работу, а братья подали документы на поступление в вузы. Николай поступил в студию при Московском театре им. Моссовета, тогда называвшемся театром МГСПС (Московского губернского совета профессиональных союзов), которую окончил в 1935 году. Его однокурсником был Владимир Зельдин.

В 1935-1989 годах – актёр Государственного академического театра им. Моссовета, в котором сыграл большое число характерных ролей[1].

Основной герой Парфёнова – администратор-бюрократ среднего уровня: управдом, заведующий, бухгалтер, начальник поезда, замдиректора, председатель месткома, прокурор. Его персонаж бывает трусоват, ограничен, упрям, лишён чувства юмора, долго подбирает нужные слова. Но вместе с тем, герои Парфёнова никогда не остаются равнодушными к общественным проблемам и делают все, чтобы окружающая жизнь стала справедливее и стабильнее.

Парфёнов был одним из самых снимающихся актёров 1960-1980-х годов. На его счету более 130 ролей в кино. Актёр стал своеобразным рекордсменом киножурнала «Фитиль» по количеству снятых эпизодов с его участием: от самых первых выпусков (1963 – «Большой фитиль») и до последних выпусков советского периода он появлялся в кадре практически ежегодно[2]. Сниматься Парфёнов прекратил, когда ему исполнилось 80 лет. Главными увлечениями Н. И. Парфёнова были стихи и спорт, он любил шахматы, был довольно сильным игроком.

Скончался 7 января 1999 года в Москве на 87-м году жизни. Похоронен на 59-м участке Химкинского кладбища 10 ряд 15 могила от центральной аллеи.

Личная жизнь[править | править код]

Николай Иванович был дважды женат. Первый раз, ещё студентом, – на актрисе театра Ольге Васильевой. От этого брака у них родилась дочь Ирина. А спустя какое-то время после того, как брак распался, друзья познакомили Николая Парфёнова с работницей Моссовета Ларисой Алексеевной. Они прожили вместе 47 лет. Общих детей у пары не было, но свою дочь от первого брака, а также девочку и мальчика супруги от прошлых отношений он любил одинаково.

Почетные звания и награды[править | править код]

  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
  • Медаль «За трудовую доблесть» (19 апреля 1949)
  • Заслуженный артист РСФСР (8 августа 1968)

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

  • 1932 – «Недоросль» Д.И. Фонвизина – Митрофанушка
  • 1937 – «Апшеронская ночь» Н.Н. Никитина – Ростиславский – Режиссер: Евсей Любимов-Ланской
  • 1938 – «Порт-Артур» Л. В. Никулина – молодой солдат – Режиссер: Иван Берсенев
  • 1939 – «Путь к победе» А.Н. Толстого – казак – Режиссер: Евсей Любимов-Ланской
  • 1940 – «Трактирщица» Карло Гольдони – слуга кавалера – Постановка: Юрий Завадский, Режиссер: Н. Темяков
  • 1941 – «Надежда Дурова» А.С. Кочеткова, Константина Липскерова – Режиссер: Юрий Завадский
  • 1942 – «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского, М. А. Каца – вахтенный матрос – Режиссеры: Юрий Завадский, С. А. Марголин, С. А. Бенкендорф
  • 1944 – «Встреча в темноте» Ф.Ф. Кнорре – Точильщик – Постановка: Юрий Завадский, Режиссер: Г. Лебедев
  • 1948 – «Обида» А.А. Сурова – Митька, сын кулака Возжаева, гармонист – Режиссер: Василий Ванин
  • 1948 – «Закон чести» А. П. Штейна, Режиссер: Юрий Завадский – Курчатов
  • 1950 – «Рассвет над Москвой» А.А. Сурова – Алексей Силыч Рыжов – Режиссер: Юрий Завадский, Александр Шапс
  • 1950 – «Чаша радости» Н.Г. Винникова – Оверя Тарас – Режиссер: В. Колесаев
  • 1950 – «Особое мнение» С. Клебанова, А. Марьямова – Племянников – Режиссер: Юрий Завадский, Александр Шапс
  • 1950 – «Товарищи москвичи» И. Б. Кашкадамова и С. Ф. Королькова – Володя – Режиссер: Юрий Шмыткин
  • 1951 – «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского – Шалай – Режиссер.: Юрий Завадский, Елена Страдомская
  • 1952 – «Маскарад» М. Ю. Лермонтова – Слуга банкомёта – Режиссер.: Юрий Завадский, Ирина Анисимова-Вульф
  • 1953 – «Большие хлопоты» Л. Ленча – секретарь парторганизации «Справкоиздата» Струнников – Режиссер: Александр Шапс
  • 1954 – «История одной любви» (Константин Симонов) – Капитан – Режиссер: Тенгиз Кандинашвили
  • 1956 – «Трое» А.М. Горького – Терентий, горбун, дядя Ильи – Режиссер: Михаил Сидоркин
  • 1957 – «Дали неоглядные» Н.Е. Вирты – Степкин – Режиссер: Юрий Завадский
  • 1960 – «Летом небо высокое» Н.Е. Вирты – Ермаков, пенсионер – Режиссер: Юрий Завадский
  • 1961 – «Осторожно, листопад!» С.В. Михалкова – Сосед – Режиссер: Оскар Ремез
  • 1961 – «Антеи» Н. Я. Зарудного – Матвей Рябой – Режиссер: Юрий Завадский, М.Г. Ратнер
  • 1963 – «Обручальное кольцо» А.В. Софронова, Реж. А.Л. Шапс – Иванов Иван Петрович
  • 1966 – «Они сражались за Родину» (Михаила Шолохова) – Некрасов – Режиссер: Алексей Зубов
  • 1967 – «Шторм» (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ) В.Н. Билль-Белоцерковского – продразверстник – Постановка: Юрий Завадский, Режиссер: Алексей Зубов
  • 1969 – «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому – Кох – Режиссер: Юрий Завадский
  • 1970 – «Спектакль-концерт» Б.В. Яковлева
  • 1971 – «Рим, 17, до востребования» Н. Я. Зарудного – Пуд Пётр Степанович – Режиссер: Алексей Зубов
  • 1972 – «Третьего не дано» В. Азерникова – Золотухин – Режиссеры: Юрий Завадский, И.А. Данкман
  • 1975 – «Возможны варианты» В. Азерникова – Дядя от тёти Зины – Режиссер: Павел Хомский
  • 1976 – «День приезда – день отъезда» В.К. Черных – Самсонов, начальник участка – Режиссер: Юрий Завадский, Павел Хомский
  • 1979 – «Братья Карамазовы», по роману Ф. М. Достоевского – Трифон Борисыч, хозяин постоялого двора – Режиссер: Павел Хомский
  • 1986 – «Цитата» Л. Г. Зорина – Бобров – Режиссер: Павел Хомский

Радиоспектакли[править | править код]

  • «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам» (Валентин Азерников) – дядя от тёти Зины
  • «В пути» (по мотивам рассказов Константина Паустовского) – Иван Лукич
  • «За Быстрянским лесом» (по мотивам романа Василия Шукшина «Любавины») – Елизар
  • «Пятый день осенней выставки» (Евгений Носов) – Иван Тихонович
  • «Народ бессмертен» Василий Гроссман – Родимцев
  • «Четыре ступеньки вниз» А.Кулик – Фурлетов
  • «Разгром» (Александр Фадеев) – Морозка
Читайте также:  Сергей николаевич песков биография личная жизнь

Фильмография[править | править код]

Роли в кино[править | править код]

  • 1944 – Родные поля – новый председатель Ивановского колхоза (нет в титрах)
  • 1946 – Сын полка – Кузьма Горбунов
  • 1954 – Верные друзья – зритель (нет в титрах)
  • 1955 – Урок жизни – инженер Вася
  • 1956 – Это начиналось так… – милиционер Козлов
  • 1957 – Коммунист – коммунист (нет в титрах)
  • 1957 – Случай на шахте восемь – Фирсов, начальник участка
  • 1958 – Жизнь прошла мимо – Пётр Рябчиков, Рябой
  • 1959 – Жестокость – старший милиционер Воробьёв
  • 1960 – Весенние грозы – мастер Иван Николаевич
  • 1961 – Битва в пути – Демьянов
  • 1961 – В начале века – крестьянин
  • 1961 – Приключения Кроша – Владимир Георгиевич, директор автобазы
  • 1962 – Без страха и упрёка – капитан милиции
  • 1963 – Большой фитиль – Иван, заведующий базой
  • 1963 – Непридуманная история – Лев Фёдорович, рабочий
  • 1963 – Первый троллейбус – усатый водитель
  • 1963 – Тишина – Аверьянов
  • 1963 – При исполнении служебных обязанностей – Иван Иванович, Командир корабля Ил-18 (Москва-Тикси-Магадан)
  • 1964 – Верьте мне, люди – начальник исправительной колонии
  • 1964 – Дайте жалобную книгу – Иван Семёнович Постников
  • 1964 – Председатель – секретарь райкома Клягин
  • 1964 – Ко мне, Мухтар! – Губарев, проводник (нет в титрах)
  • 1965 – Двадцать лет спустя – городской обыватель
  • 1965 – Дети Дон Кихота – Афанасий Петрович, главбух кинотеатра
  • 1965 – Тридцать три – Прохоров
  • 1966 – Ожидания – бухгалтер
  • 1966 – Берегись автомобиля – прокурор на судебном заседании (нет в титрах)
  • 1966 – Чёрт с портфелем – Жагар, ответственный за вывоз урожая
  • 1967 – Звёзды и солдаты – полковник Белой армии
  • 1968 – Братья Карамазовы – буфетчик за стойкой трактира «Столичный город»
  • 1968 – Крах – Порфирий Игнатьевич, связной Савинкова
  • 1968 – Наши знакомые – сотрудник милиции
  • 1968 – Семь стариков и одна девушка – Сухов, начальник горкомхоза
  • 1968 – Служили два товарища – белый офицер
  • 1968 – Урок литературы – завхоз Пантелей Иванович
  • 1969 – Братья Карамазовы – буфетчик
  • 1969 – Вальс – управдом Фёдор Семёнович
  • 1969 – Вчера, сегодня и всегда – ведущий дискуссии о моде
  • 1969 – Трое – Терентий
  • 1969 – Последние каникулы – контролёр в поезде
  • 1970 – Кремлёвские куранты – человек на рынке (нет в титрах)
  • 1970 – Вас вызывает Таймыр – разгневанный мужчина
  • 1970 – Возвращение «Святого Луки» – Матвей Захарович, слесарь-умелец
  • 1970 – Денискины рассказы – отдыхающий на скамеечке в парке
  • 1970 – Красная площадь – начальник политотдела армии
  • 1970 – Серебряные трубы – Федотов, попутчик в поезде
  • 1970 – Сохранившие огонь – начальник станции
  • 1971 – Долгие проводы
  • 1971 – Конец Любавиных – Елизар, отец Клавдии
  • 1971 – Тени исчезают в полдень
  • 1971 – Море в огне – Волончук, партизан (нет в титрах)
  • 1972 – Без трёх минут ровно – Гордеев, инспектор Рыбнадзора
  • 1972 – Нервы… Нервы… – Фитюев
  • 1972 – Самый последний день – Петрович
  • 1973 – Дача – Александр Васильевич, муж Марьи Михайловны
  • 1973 – Неисправимый лгун – мужчина в парке, предлагающий выручить деньги за найденный портсигар
  • 1973 – Нейлон 100% – пациент Бадеева, председатель комиссии
  • 1973 – Ни слова о футболе
  • 1973 – Эффект Ромашкина
  • 1974 – В восемнадцать мальчишеских лет – Пётр Константинович, библиотекарь лётного училища
  • 1974 – Кыш и Двапортфеля – Бузукин, заведующий лабораторией
  • 1974 – Свой парень – директор фабрики
  • 1974 – Совесть – сослуживец Кудрявцева
  • 1975 – Алмазы для Марии – гость Дарьио
  • 1975 – Ау-у! – житель деревни / недовольный зритель в зале
  • 1975 – Афоня – Борис Петрович, председатель месткома
  • 1975 – Ольга Сергеевна – Филипченко
  • 1975 – Пузырьки – физрук
  • 1976 – Развлечение для старичков – Андрей Андреевич Апраксин, граф
  • 1977 – Гонки без финиша
  • 1977 – Катина служба – Тимохин
  • 1977 – Доброта – сосед Щукиных
  • 1977 – Есть идея! – придворный
  • 1977 – По семейным обстоятельствам – Трошкин
  • 1978 – И это всё о нём – Никита Гурьевич Суворов
  • 1978 – Живите в радости – Волнушкин
  • 1978 – Пока безумствует мечта – отец Отвёрткина
  • 1978 – Последний шанс
  • 1978 – Сдаётся квартира с ребёнком – жених
  • 1978 – Срочный вызов – Егор Пацайкин
  • 1978 – Близкая даль – Василий Кузьмич Буланов
  • 1979 – Моя Анфиса – Чечин, начальник СМУ
  • 1979 – Летние гастроли – Жгутиков, директор
  • 1979 – Фрак для шалопая – охранник в ателье мод
  • 1980 – Вечерний лабиринт – гардеробщик
  • 1980 – Гражданин Лёшка – метрдотель
  • 1980 – Желаю успеха – Степан Трофимович, сосед
  • 1980 – Ночное происшествие – начальник смены таксопарка
  • 1981 – Мы, нижеподписавшиеся – проводник
  • 1982 – Инспектор ГАИ – Василий Кириллович Пушков, начальник сестры Зыкина
  • 1982 – Инспектор Лосев – начальник охраны трикотажной фабрики
  • 1982 – Не ждали, не гадали! – раздражённый сосед
  • 1982 – Профессия – следователь – Миронов из ЖЭКа
  • 1982 – Слёзы капали – Кузякин
  • 1982 – Чародеи – начальник поезда
  • 1983 – Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова – Петербуржский
  • 1983 – Золотые рыбки – Ложкин
  • 1983 – Человек на полустанке – Скрыпник
  • 1983 – Витя Глушаков – друг апачей – электромонтёр
  • 1984 – Очень важная персона – Петряков
  • 1984 – Шутки в сторону
  • 1985 – Искренне Ваш… – Новиков, начальник цеха
  • 1985 – Не ходите, девки, замуж – Трофимов
  • 1986 – Повод – Заботкин
  • 1987 – Где находится нофелет? – Фёдор Михайлович Голиков, отец Павла
  • 1987 – Забавы молодых – сосед
  • 1987 – Пять писем прощания
  • 1988 – Вам что, наша власть не нравится?! – сторож
  • 1988 – Гулящие люди – дядя Ульки
  • 1988 – Радости земные
  • 1988 – Цитата – Бобров
  • 1989 – Закон – архивариус
  • 1989 – Князь Удача Андреевич – Илларион Петрович Северьянов, уголовник
  • 1989 – Частный детектив, или Операция «Кооперация» – Могильный
  • 1990 – Мой муж – инопланетянин
  • 1991 – Плащаница Александра Невского – Аркадий Евгеньевич
  • 1991 – Пять похищенных монахов – посетитель тира
  • 1991 – Щен из созвездия Гончих Псов – сосед Лиды
  • 1991 – Маэстро с ниточкой – зав. клубом
  • 1992 – Давайте без фокусов! – Иван Грицаюк, сосед
  • 1992 – Отшельник – начальник ЖЭКа
  • 1992 – Официант с золотым подносом – сторож
  • 1992 – На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди – полковник Петренко
Читайте также:  Андрей харитонов биография личная жизнь

Киножурнал «Фитиль»[править | править код]

  • 1966 – «Вперёдглядящий» (Выпуск № 44) – поступающий на работу
  • 1968 – «Последнее средство» (Выпуск № 73) – начальник
  • 1969 – «Частный случай» (Выпуск № 84) – официант
  • 1969 – «Новенький» (Выпуск № 91)
  • 1970 – «Дорогие слова» (Выпуск № 94) – бригадир
  • 1970 – «Ложка дёгтя» (Выпуск № 97) – председатель месткома
  • 1970 – «Фонд критики» (Выпуск № 99) – начальник
  • 1970 – «Закон природы» (Выпуск № 100) – Прохоров, отец
  • 1971 – «Трудная задача» (Выпуск № 107) – начальник
  • 1971 – «Конкретно» (Выпуск № 114) – начальник
  • 1972 – «Чего дают?» (Выпуск № 127) – покупатель
  • 1973 – «После 23-х» (Выпуск № 129) – Николай Киселев
  • 1973 – «Нервотрясение» (Выпуск № 135) – начальник
  • 1973 – «У канавы» (Выпуск № 138) – бюрократ
  • 1974 – «Подхалимы» (Выпуск № 140) – начальник
  • 1974 – «Опасные связи» (Выпуск № 143) – милиционер
  • 1974 – «Юморист» (Выпуск № 144) – директор мебельной фабрики
  • 1975 – «Недоступная крепость» (Выпуск № 152) – покупатель
  • 1975 – «Дорогой собеседник» (Выпуск № 153) – начальник
  • 1975 – «Эврика» (Выпуск № 158) – начальник
  • 1976 – «Промашка» (Выпуск № 169) – начальник
  • 1976 – «В любую погоду» (Выпуск № 175) – начальник
  • 1978 – «Мокрое дело» (Выпуск № 192) – начальник
  • 1978 – «Особое задание» (Выпуск № 193) – Штукачев
  • 1978 – «Так-тик» (Выпуск № 195) – владелец часов
  • 1978 – «Обмен опытом» (Выпуск № 198)
  • 1979 – «Гангстеры поневоле» (Выпуск № 206) – директор
  • 1980 – «Чудак» (Выпуск № 212) – продавец
  • 1981 – «Генеральная репетиция» (Выпуск № 229) – начальник
  • 1983 – «Всё выше и выше» (Выпуск № 253) – начальник
  • 1983 – «Крылатые слова» (Выпуск № 255) – сотрудник
  • 1983 – «Ребус» (Выпуск № 259) – начальник
  • 1985 – «Возмутитель спокойствия» (Выпуск № 273) – пенсионер
  • 1985 – «Спихотехника» (Выпуск № 276) – начальник
  • 1985 – «Креплёный сервис» (Выпуск № 279) – сантехник
  • 1986 – «Престижная профессия» (Выпуск № 285) – начальник
  • 1986 – «Неожиданное открытие» (Выпуск № 289) – прораб
  • 1987 – «Автограф» (Выпуск № 300) – начальник
  • 1987 – «Заход на посадку» (Выпуск № 306) – начальник
  • 1988 – «Рискованный эксперимент» (Выпуск № 311)
  • 1989 – «Ещё раз про это» (Выпуск № 327)
  • 1991 – «Криминальное танго» (Выпуск № 347)
  • 1991 – «Деревенский репортаж» (Выпуск № 349)
  • 1991 – «Слуга народа» (Выпуск № 353)
  • 1994 – «Неопознанный объект» (Выпуск № 378) – покупатель

Киножурнал «Ералаш»[править | править код]

  • 1976 (Выпуск 9 – «Чудное мгновенье») – Лев Толстой
  • 1985 (Выпуск 51 – «Чао, бамбино!») – контролер в автобусе

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Источник

Николай Парфенов – биография

Николай Парфенов – заслуженный Артист РСФСР, родился в 1912 году. Герой «эпизода», всенародно любимый актер СССР.

Николай Парфёнов родился в июле 1912 года во Владимирской губернии в селе. И хотя время было тяжелое, семья была дружной, в меру обеспеченной. Отец был помощником капитана на корабле, курсировавшем по Волге, а мать полностью посвятила себя воспитанию детей.

Фото: Николай Парфенов

После революции дела, как и у многих, пошли хуже. Жизнь стала непредсказуемой и нестабильной. Случилось несчастье: отец, который являлся кормильцем для всей семьи, неожиданно умер и мать осталась одна на руках с детьми, старшему из которых едва исполнилось 14. Самому Николаю на тот момент было лишь 7 лет.

Испытание судьбы

Возможно, семью выручила дружба, взаимовыручка, как и повелось у них изначально. Дети работали в огороде, заготавливали дрова, обрабатывали сено, следили за скотиной. Постепенно дружное семейство вновь встало на ноги.

К сожалению, последовал второй удар в виде коллективизации и на позорном сельском собрании, где требовалось выявить и наказать кулаков, завистливые односельчане выбрали самых трудолюбивых своих сограждан. Было принято коллективное решение выселить «кулацкий элемент» подальше из родных мест.

Мать отправилась на разработки торфяников на север, а детей отправила к родственникам во Владимир (по другим источникам, они отправились в Пермь), но большая часть из шестерых детей уехала в столицу.

Дружная семья, привыкшая трудиться и добиваться целей и здесь сумела устроиться. Сестры закончили престижный Московский государственный университет, кто-то пошел в науку, еще одна сестра хорошо вышла замуж и стала домохозяйкой, брат Борис увлекся педагогикой и стал преподавателем, а Николай Парфёнов не сомневался, что его будущее будет связано только с театром.

Да, первое время пришлось поработать на заводе, выполняя нелегкую работу арматурщика, но к трудностям было не привыкать. Николай твердо решился поступать в театральное учебное заведение и не прогадал. Он поступил в школу при театре имени Моссовета и учился там вместе с другой будущей звездой Владимиром Зельдиным.

Смешной и неотесанный

Поступил он с первого раза, но приемная комиссия назвала его «неотесанным и смешным». Экзаменаторам понравилась искренность молодого человека, экспрессия, чудаковатый смешной внешний вид. Педагоги разглядели в нём комедийный талант. Да, такие люди не играют главных ролей, они не воплощают образы романтических героев-любовников, им обычно достаются эпизоды. Но играют они так умело, что нередко из всех актеров в фильме публика запоминает только таких колоритных веселых персонажей.

Учился он хорошо, проявлял недюжинный талант, работоспособность, отличался живостью ума, добрым нравом, поэтому неудивительно, что закончил учебное заведение вполне успешно и сразу был принят в столичный театр имени Моссовета.

Первые успехи

Играл он эпизодические роли, но был вполне счастлив. В отличие от многих актёров он не испытывал судьбу в других театрах, пытаясь найти для себя идеальные условия. Будучи принятым в театр Моссовета, он оставался верен ему почти 60 лет до самого своего выхода на пенсию. Забегая вперёд, стоит отметить, что театр в итоге не проявил такой же взаимной любви к актеру. Но и времена были другие. Когда Николай Парфёнов покинул стены родного заведения, распался СССР, многие актеры оказались за бортом и после ухода на пенсию о них сразу забывали.

Но это потом… А пока режиссеры оценили возможности артиста и начали предлагать ему более фундаментальные роли. В спектакле «Недоросль» он сыграл главную роль Митрофанушки, став известным среди творческой интеллигенции столицы. Вместе с ним на сцене выступали такие звезды, как Любовь Орлова, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт. Актёр всегда восхищался великими людьми и, несмотря на то, что был профессиональным дипломированным артистом, он трепетно выглядывал из-за кулис и учился игре у мэтров.

Читайте также:  Наталья терешкова биография личная жизнь

Роли в кино

Такой колоритный образ и талант не могли не заметить и кинорежиссеры, приглашая его в свои фильмы, в основном комедии. Однако комедии советского времени нельзя назвать исключительно комедиями, поскольку зачастую они наполнены глубоким смыслом. Они высмеивали актуальные социальные перекосы общества, и в стране, где всё подвержено цензуре, режиссеры и актеры умело бичевали пороки общества в своих работах. Например, артиста можно лицезреть в фильме «Афоня», где рассказывается об эгоистичном сантехнике, который плывет по течению, но обстоятельства жизни меняют его ленивый характер. Не менее глубокомысленная картина и «Берегись автомобиля», в которой тоже снимался Николай Парфёнов. В его фильмографии есть фильмы:

«Дайте жалобную книгу», «На Дерибасовской хорошая погода…» и многие другие. Стоит лишь просмотреть фильмографию этого талантливого исполнителя, как уже становится понятно, что большинство картин с его участием настоящие шедевры.

Поразительно, но его фильмография не просто большая, а огромная, в которой представлены сотни ролей в фильмах. Только лишь сатирический киножурнал «Фитиль» может гордиться несколькими десятками его появлений.

Актёр такого плана с поразительной работоспособностью и харизмой, с гигантской фильмографией где-нибудь на Западе давно бы стал мультимиллионером, но родная страна обошлась с артистом крайне жестоко, ведь все сбережения, которые он тщательно собирал всю жизнь, чтобы в старости вместе с супругой отправиться путешествовать, в миг обесценились в самом начале 90-ых годов.

Секрет успеха

Несмотря на то, что Николай Парфёнов никогда не считался красавцем, играл в основном маленькие роли, но любовь публики к нему была горячая, настоящая, искренняя. Секрет успеха его заключался в том, что он как никто другой мог сыграть простых людей, которые не хватают звезд с неба, но менее симпатичными для зрителя от этого не становятся. Сотрудники научно-исследовательских институтов, члены парткомов, месткомов, бухгалтера, контролеры в поездах, слесари, гардеробщики, просто прохожие или пенсионеры, стремящиеся доказать, что они дадут фору молодым – вот лишь не полный перечень его колоритных персонажей, которые заставляли смеяться публику до слез.

Актёр играл маленьких людей с такой убедительностью и серьезностью, что комедийные нотки в его игре запросто переходили в драматические. И герой, который буквально минуту назад вызывал у зрителя гомерический хохот своей несуразностью, уже через минуту вызывал совсем другое чувство – сочувствие.

Сам же актёр говорил, что очень любит просто гулять по улицам, особенно часто бывал он на рынке в базарный день, где присматривался к происходящему. Он наблюдал, как люди общаются, торгуются, смеются или нервничают. Да он и сам говорил, что простые публичные места наподобие рынка являются его «учебным классом». Рынок находился недалеко от Черемушкинского парка, и артист наведывался туда в течение 30 лет. Конечно, люди узнавали его, улыбались, старались заговорить. Постепенно он и сам стал главной достопримечательностью, и по городу ходили легенды, что практически каждую неделю можно увидеть этого народного любимца, прохаживающегося среди прилавков.

Последние годы жизни

Жаль, но последние годы жизни пришлись на очень сложный и даже кризисный для страны период. Несмотря на то, что к этому времени в его творческой копилке были очень серьезные роли, например, он сыграл Льва Толстого, на которого был потрясающе похож безо всякого грима, он остался за бортом. Резко, безжалостно. Впрочем, пострадали многие люди, не сумевшие вписаться в новый формат рыночных отношений. Но особенно остро воспринимают это личности творческие, с тонкой душевной организацией.

Фото: Николай Парфенов в последние годы

Остаётся только с ужасом догадываться, что чувствовал артист, когда вынужден был уйти из театра на пенсию по состоянию здоровья и о нем тут же забыли. А ещё, накопленные средства, отложенные на путешествия, вмиг превратились в бумажки.

Надо сказать, что артист не только играл веселых, добрых и смешных людей, но он отчасти и в жизни был таким же простым и неунывающим, как большинство его персонажей. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства он тщательно следил за здоровьем, увлекался спортом, много читал, особенно его интересовали стихи. Одним из основных увлечений жизни были шахматы, и близкие вспоминают, что играл он вполне прилично. Актёр не курил и не пил, он любил здоровый образ жизни, не позволял себе ничего лишнего.

Личная жизнь

У Николая Парфёнова было два брака. О первом браке известно очень мало. Молодые расстались довольно скоро, и это нанесло серьёзную душевную травму Николаю, который по характеру вовсе не был повесой и безмерным любителем женщин. Этот развод подкосил его, и он даже не собирался жениться вообще. Но друзья свели его с милой образованной, воспитанной женщиной, которая имела весьма опосредованное отношение к актерской среде, но работала с артистами, организовывая их гастроли. Этот брак продлился 47 лет.

От первого брака у Николая Парфёнова осталась дочь, а во втором браке у него детей не было. Однако у его избранницы, для которой этот союз тоже был не первым, имелось двое детей от предыдущих отношений. Актёр одинаково хорошо и по-доброму относился к своей родной дочери и к приемным детям.

В конце жизни его жена слегла и была практически парализованной, много времени он посвящал уходу за ней. В средствах массовой информации бытует версия, что после смерти супруги актёр пытался попасть в дом престарелых, но принимали туда при одном условии: квартиру нужно было отдать государству. Его вторая жена тайно прописала свою внучку в их общую квартиру, поэтому Николаю Парфёнову было отказано в пребывании в доме престарелых, а внучка отказываться от московской прописки не захотела.

Также на многочисленных сайтах, посвященных творчеству артиста, фигурирует информация, что приемные дети после смерти своей матери практически бросили артиста на произвол судьбы. Так ли это было на самом деле, сказать сейчас сложно, но в многочисленных материалах и воспоминаниях, посвященных судьбе артиста, упоминается лишь такая информация. Однако некоторую поддержку он получал от своей сестры и от родной дочери. Умер он в январе 1999 года, похоронен на Химкинском кладбище в семейной могиле Парфёновых. Организацией похорон занимались дочь и сестра. Они утверждали, что некоторое время даже хранили прах артиста в урне в квартире, надеясь, что кто-то из бывших коллег по театру придёт проситься, но этого не случилось, и по истечению некоторого времени прах был захоронен.

Избранная фильмография

  • 1944 – Родные поля
  • 1970 – Кремлевские куранты
  • 1971 – Долгие проводы
  • 1980 – Вечерний лабиринт
  • 1984 – Очень важная персона
  • 1990 – Мой муж – инопланетянин
  • 1992 – На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник