Петр фоменко биография личная жизнь

Петр фоменко биография личная жизнь thumbnail

Биография

Петр Фоменко появился на свет в Москве 13 июля 1932 года. Он рос разносторонним ребенком. Так, на протяжении всего своего детства юный Петя увлекался различными видами спорта: то теннисом, то футболом, то традиционным хоккеем на льду, то хоккеем с мячом. Кроме того, Петр Наумович с ранних лет играл на скрипке и успешно прошел обучение в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Как отмечается в различных источниках, за привитие ребенку любви к искусству в семье Фоменко отвечала мать: она же познакомила сына с театром.

Петр ФоменкоПетр Фоменко | Unpictures

Петр горячо полюбил театральные подмостки и вознамерился стать актером. Впрочем, после окончания школы он продолжил идти по пути получения музыкального образования, закончив Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Но продолжать в том же духе будущий прославленный режиссер не хотел: его, все сильнее с каждым годом, манил театр.

Петр ФоменкоПетр Фоменко | ForumDaily

Фоменко даже поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, где приобрел славу «одаренного изгоя». Его прогрессивный взгляд на театральное искусство был чужд консервативным преподавателям, что нередко становилось причиной конфликтов и споров. И на третьем курсе Петра Наумовича все-таки отчислили с формулировкой «за хулиганство».

Петр Фоменко в молодостиПетр Фоменко в молодости

Не отчаявшись из-за неудачи во МХАТе, Фоменко поступил в ГИТИС, на режиссерский факультет. Параллельно с этим он учился на заочном отделении филологического факультета МГПИ им. Ленина. Примечательно, что именно в МГПИ Петр Наумович познакомился с такими выдающимися артистами, как Юрий Визбор, Юрий Коваль, Юлий Клим. Впоследствии именно с ними Фоменко организовывал свои первые «капустные» постановки.

Неудачное начало карьеры

Окончив ГИТИС, режиссер получил работу в театре Маяковского. Впрочем, и тут его не поджидал оглушительный успех: спектакли Фоменко также шли вразрез с общепринятым взглядом на то, как стоит организовывать театральные постановки в Советском Союзе. Спектакль режиссера под названием «Смерть Тарелкина» подвергся запрету после того, как был показан всего пятьдесят раз. А постановка «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе не была допущена к показу советским зрителям.

Петр ФоменкоПетр Фоменко | Помни всегда

Постепенно Петр Наумович получил нелестное прозвище «осквернителя русской классики» и на несколько лет остался без серьезной работы. Иногда он выступал в роли помощника режиссера на телевидении, иногда ставил небольшие спектакли в провинциальных театрах. На протяжении небольшого промежутка времени Фоменко даже работал по своей второй специальности – филологом.

Дальнейшая карьера

Отчаявшись найти работу в родных краях, режиссер решил попытать счастье в Грузии. Там ему действительно нашлось, чем заняться: около двух лет Фоменко проработал в Тбилисском театре Грибоедова. В начале 70-х Петр Наумович вернулся в РСФСР и устроился в Ленинградский Театр Комедии. Под его режиссурой были поставлены такие спектакли, как «Родственники», «Измена», «Мизантроп» и другие. Именно ему известная актриса Ольга Антонова отчасти обязана своим умением воплощать очень разных, не похожих друг на друга персонажей.

Петр ФоменкоПетр Фоменко | Buro 24/7

Но и из этого театра Фоменко, по сути, выгнали, сославшись на идеологические причины. Спустя некоторое время режиссер вернулся в Москву и снова устроился на работу в Московский академический театр им. Маяковского, а затем – в Государственный академический театр им. Вахтангова. «Без вины виноватые», «Пиковая дама» и другие спектакли стали основой его новой работы.

Петр ФоменкоПетр Фоменко | Alphoto

Не меньшее значение имела преподавательская работа, которой Петр Наумович занялся в ГИТИСе. Сначала он имел статус одного из педагогов, трудящихся в студии Оскара Ремеза, однако вскоре был удостоен звания профессора и смог набрать свой собственный курс подопечных. В общей сложности режиссер преподавал порядка двух десятков лет. Из-под его крыла вышли такие артисты, как Марина Глуховская, Сергей Пускепалис, Галина Тюнина, Полина Агуреева, Илья Любимов, Андрей Казаков, Евгений Цыганов и многие другие.

Петр ФоменкоПетр Фоменко | Русский репортер

Постепенно «накопилось» настолько много «фоменок», что с помощью этих артистов можно было ставить полноценные спектакли. В 1993 году в столице был основан Московский театр «Мастерская Петра Фоменко», основу труппы которого и составили выпускники ГИТИС, обучавшиеся у Петра Наумовича.

На сегодняшний день в работе театра задействовано уже несколько поколений «фоменок», а цитаты уроков одаренного педагога для артистов превратились в заповеди. «Волки и овцы», «Три сестры», «Семейное счастие», «Таня-Таня», «Сказка Арденнского леса» – вот лишь несколько из поставленных театром спектаклей.

Петр ФоменкоПетр Фоменко | Online TV

В 2000 году режиссер даже поработал в качестве преподавателя в Парижской консерватории. За огромный вклад в развитие театра Петр Фоменко был награжден большим количеством отечественных и зарубежных наград: французским орденом искусств и литературы, премиями «Чайка» и «Триумф», наградами «Хрустальный Турандот» и «Золотая Маска», званиями Заслуженного деятеля культуры Польши и Народного артиста России. А в 2015 году был снят десятисерийный документальный фильм «Легкое дыхание», посвященный творческому пути режиссера.

Работа в кино

Хотя главным делом всей жизни Петра Фоменко был театр, он оставил свой след и в истории кинематографа. Так, вместе с Борисом Вахтином он написал сценарий для фильма «На всю оставшуюся жизнь», который сам же и срежиссировал, а также исполнил для него песню (компанию Фоменко составила Таисия Калинченко). 

Петр Фоменко в фильме "Джентльмены из Конгресса"Петр Фоменко в фильме “Джентльмены из Конгресса” | Кино-Театр

Также он выступил режиссером на съемках фильмов «Поездки на старом автомобиле», «Почти смешная история». Кроме того, Петр Наумович сам сыграл небольшие роли в фильмах «Джентльмены из Конгресса», «Черный монах», «Поездки на старом автомобиле».

Личная жизнь

Петр Фоменко был человеком творческим и темпераментным, и его женщины лучшее тому доказательство. Их, горячо любимых, в жизни режиссера было три: первая жена Лали Бадридзе, вторая супруга Майя Тупикова и любовница Аудроне Гирдзияускайте. К слову, именно последняя подарила Петру Наумовичу то, без чего немыслима семья: сына Андрюса. 

Читайте также:  Глеб самойлов биография личная жизнь

Майя ТупиковаМайя Тупикова, вдова режиссера | Кино-Театр

Хотя родители и не были официально женаты, Фоменко признал своего сына и старался помогать ему и его матери. Другие дети режиссеру судьбой уготованы не были.

Петр Наумович умер в августе 2012 года в Москве, причина смерти – сердечный приступ. Режиссера, чьи фото навек вошли в анналы театральной истории, похоронили на московском Ваганьковском кладбище.

Источник

Биография Петра Фоменко

Петр Фоменко – это прославленный режиссер и театральный педагог, чей многолетний труд сформировал сам стиль и образ российского театра. Среди его учеников было множество звезд современного искусства.

Среди его театральных постановок – бессчетное множество шедевров. Именно поэтому в настоящее время Петра Фоменко, называют классиком российской сцены. Человеком, который стал образцом для многих десятков последователей.

Ранние годы, детство и семья Петра Фоменко

Пётр Фоменко появился на свет 13 июля 1932 года в городе Москва. В детстве он был самым обычным парнем, а потому, как и многие его сверстники, увлекался спортом.

В разные годы он занимался футболом, теннисом, хоккеем с мячом и традиционным хоккеем с шайбой. Некоторое время спустя в числе его увлечений появились также музыка и театр. Как отмечается в ряде источников, любовь к искусству парню привила мать.

Петр Фоменко - легендарный русский режиссерПетр Фоменко – легендарный русский режиссер

Еще в детском возрасте наш сегодняшний герой окончил музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а затем еще и училище Ипполитова-Иванова (класс скрипки). Некоторое время Петр Фоменко думал о том, что в будущем станет музыкантом, однако впоследствии все-таки поступил в театральный ВУЗ – в Школу-студию МХАТ. Именно поэтому в своих более поздних интервью наш сегодняшний герой неоднократно признавался, что в театр его привела музыка.

Однако поступить в МХАТ, как известно, это еще полдела. И ярким примером тому является сам прославленный режиссер. Будучи ярким, живым и креативным, Петр Фоменко никогда не хотел развиваться в канве скупого и консервативного советского искусства. Его считали «одаренным изгоем», а потому он постоянно пребывал в немилости у местных педагогов.

Именно поэтому уже на третьем курсе Петра Фоменко отчислили, подыскав для этого какой-то сомнительный предлог.
После этого наш сегодняшний герой поступил на филологический факультет МГПИ имени Ленина, где стал учиться на заочном отделении. В период учебы он сдружился со многими известными деятелями советский неформатной сцены. Он режиссировал «капустники» для Юрия Визбора, ставил некоторые музыкальные спектакли для Юрия Коваля. Некоторое время спустя он едва самостоятельно не поставил пушкинского «Каменного гостя». Однако данный проект так и остался на стадии репетиций.

Моцарт и Сальери. Пародия «Петр Фоменко»

После окончания МГПИ Петр Фоменко снова взялся за учебу и поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Именно здесь в 1958-м году он поставил свой первый спектакль.

Карьера Петра Фоменко: режиссер и педагог

После окончания ГИТИСа Петр Фоменко стал работать в театре Маяковского, однако и в этот раз мир «советского партийного искусства» крайне негативно принял молодого режиссера. Его постановка «Смерть Тарелкина» была запрещена после пятидесяти показов.

Его спектакль «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе был не допущен к показу. В довершение всего в один прекрасный момент театральные критики Страны советов нарекли режиссера «осквернителем русской классики», после чего Петр Фоменко надолго остался без работы.

После этого наш сегодняшний герой долгое время жил случайными заработками. Он ставил представления в провинциальных театрах, иногда помогал режиссерам на телевидении. Некоторое время Петр Наумович даже работал филологом. Однако впоследствии талантливый «неформатный» режиссер все-таки нашел для себя подходящее место в мире театрального искусства.

Петр Фоменко: «Хорошее отношение к лошадям»

Оставив Россию, Петр Фоменко отправился в Грузию, где в течение двух лет проработал в Тбилисском театре Грибоедова. В 1972-м году он вновь вернулся в РСФСР, где стал трудиться в качестве режиссера Ленинградского Театра Комедии. Пять лет спустя наш сегодняшний герой стал главным режиссером данного театра, однако, несмотря на это, уже в 1981-м году вновь-таки был вынужден уйти из-за очередного «идеологического конфликта».

В том же году Петр Фоменко вернулся в Москву, где некоторое время спустя нашел работу в том самом Театре Маяковского. В 1989-м году режиссер перешел в Театр Вахтангова.

Параллельно с этим (начиная с 1981-го года) Петр Наумович преподавал в родном для себя ГИТИСе. Поначалу он работал лишь в качестве одного из педагогов студии Оскара Ремеза. Однако уже в 1992-м году получил звание профессора, а вместе с ним и право набрать свой собственный курс.

С тех пор в качестве преподавателя Петр Фоменко работал около двадцати лет. В разные годы его учениками были Сергей Пускепалис, Полина Агуреева, Миндаугас Карбаускис, Галина Тюнина, Марина Глуховская, и многие другие прославленные деятели театра.

В 2000-м году наш сегодняшний герой также работал педагогом в Парижской консерватории.

Параллельно с педагогической деятельностью, Петр Фоменко продолжал работать в качестве режиссера. С 1993-го года он работал в качестве руководителя Московского театра «Мастерская Петр Фоменко», а также ставил спектакли в других театрах. В разное время режиссером было поставлено порядка шестидесяти спектаклей в Москве, Тбилиси, Париже, Вроцлаве, Санкт-Петербурге и Зальцбурге.

Петр Фоменко умер в 2012 году, причиной смерти стал сердечный приступПетр Фоменко умер в 2012 году, причиной смерти стал сердечный приступ

За свой выдающийся вклад в развитие театрального искусства наш сегодняшний герой получил огромное множество различных премий как в России, так и в странах Европы. Так, в частности, в личной коллекции мастера есть «Золотая Маска», «Хрустальный Турандот», премии «Триумф» и «Чайка», французский орден искусств и литературы, а также звание Народного артиста России и Заслуженного деятеля культуры Польши.

Его путь в искусстве был прерван лишь смертью. Великий мастер умер в результате сердечного приступа девятого августа 2012-го года. Ныне могила Петра Наумовича находится на Ваганьковском кладбище.

Читайте также:  Виктория бекхэм биография личная жизнь

Личная жизнь Петра Фоменко

В жизни режиссера было три брака. Первой его супругой была грузинка Лали Бадридзе, которая работала художником-постановщиком в тбилисском театре. После этого наш сегодняшний герой долгое время состоял в любовных отношениях с литовской писательницей Аудроне Гирдзияускайте, которая фактически была его гражданской женой. В рамках этого союза на свет появился внебрачный сын Петра Фоменко – Андрис.

Последней супругой режиссера была актриса Майя Тупикова. С ней Петр Наумович прожил до конца своих дней.

Источник

Фото: М. Гутерман/Fotodom

На протяжении всех лет, проведенных рядом, я не переставала поражаться, сколько в нем всего намешано! Очередное открытие в характере мужа иногда пугало, иногда восхищало — и всегда приводило в замешательство…

Соединение в одном человеке такого количества диаметрально противоположных черт и качеств казалось невозможным. Но, видимо, это и позволяло Фоменко создавать спектакли и фильмы, где каждый персонаж представал особенной, уникальной личностью. Работая с актерами над ролью, Петр был убедителен и когда показывал героя — потому что вкладывал в образ все лучшее, что было в нем самом, и когда демонстрировал негодяя, краски для которого тоже находил в себе.

…Все началось в Крыму, в Новом Свете, который в середине шестидесятых — при малом количестве туристов — был благословенным местом. Мои коллеги по Ленинградскому театру комедии Инна Родионова, работавшая в литературной части, и актриса Маша Пантелеева позвали меня в свою компанию: «С хозяйкой уже договорились — она сдает нам замечательную терраску».

В то утро, как обычно, мы отправились на пляж. Загораем, и вдруг мои девчонки вскакивают и с криками «Петя! Петя приехал!» — уносятся прочь. Я ошалело смотрю им вслед и вижу вдали двух молодых людей — высокого поджарого блондина и коренастого крепыша, тело которого покрыто белым мехом — русая «поросль» выгорела на солнце. «Ну и кто этот блондин?» — думаю я и иду к морю. Когда, наплававшись, возвращаюсь, девчонки с сияющими глазами говорят:

— Представляешь, кто здесь?! Фоменко!

Оказалось, Инна и Маша знали Петра по ГИТИСу и видели его произведший фурор спектакль «Король Матиуш I» в Центральном детском театре. Выслушав восхищенное щебетанье подруг, интересуюсь:

— А с ним кто?

— А-а-а, это его друг… Математик Сережа Демушкин. Они вместе путешествуют по Крыму.

После полудня мы вернулись на терраску, перекусили, и Инна с Машей сразу уснули. А мне задремать мешали толстые железные бигуди, на которые накрутила волосы.

Слышу негромкий стук в окно. В приоткрытую створку просовывается довольно симпатичная голова:

— А где Маша и Инна?

— Спят.

— Понятно. А вы кто?

— А я Майя.

Симпатичная голова задерживает на мне ироничный взгляд:

— Так вот, Майя… Я вас всех сегодня приглашаю в барак на горушке к семи часам. Там на втором этаже есть балкончик, где мы и будем вас ждать.

Когда начнется наш роман, Петр признается: «Меня так поразила железная «башня» на твоей голове!»

К семи вечера мы с подругами были на месте. У меня создалось впечатление, что многие из собравшихся на балкончике друг с другом только познакомились. И Петя, и Сережа — ребята коммуникабельные, видимо, приглашали всех, кто встречался на пути.

На служившем столом куске пледа стояли две пятилитровые банки с белым сухим вином — из такого на заводе делали знаменитое шампанское, а полуфабрикат продавали из бочек по девяносто копеек за литр. Сережа разливал вино, Петя резал дыню, остальные молча наблюдали за процессом. С каждой минутой ситуация становилась все более напряженной, и вдруг Петр начал читать наизусть девятую главу «Евгения Онегина». Тембр голоса у него был необыкновенный: очень мужской, спокойный, с обертонами, которых я никогда не слышала у других.

Уже после первых строф все мои симпатии сосредоточились на Пете. Остальные тоже завороженно слушали «Отрывки из путешествия Онегина», и когда Фоменко закончил, атмосфера на террасе уже была совсем иной — простой, легкой и веселой, то и дело слышался смех.

Фото: из архива М. Тупиковой-Фоменко

К полуночи вино было выпито, дыня съедена — пришло время расходиться. Сережа взял меня под руку: «Склон крутой — мы вас проводим». Петя тут же подхватил под другую, и всю дорогу каждый со значением жал мой локоть: мол, я здесь, обрати внимание. Меня это ужасно смешило.

По пути договорились, что в пять утра соберемся у подножия Сокола и поднявшись на вершину, вместе встретим рассвет. Прихожу в условленное место, а там — один Сережа. С разочарованием, которое не смогла скрыть, спрашиваю:

— А что, мы вдвоем пойдем?

— Да, Петя еще спит, появится позже.

Встретили с Сережей рассвет, повосторгались и стали спускаться. Петя ждал нас внизу: короткие шортики, полотняная сумочка через плечо, из которой он доставал кусочки сахара и отправлял в рот. Спустя несколько лет любовь Фоменко к сладкому обернется тяжелой формой диабета.

Однажды Петя спросил:

— Майя, хотите, покажу вам рай и ад?

Я была заинтригована:

— Покажите!

И мы, уже только вдвоем, отправились за гору Орел: сначала — на край глубокой скалистой пропасти (это был ад), а потом дорога вывела нас на ровную, как столешница, долину, покрытую изумрудной зеленью молодой травы и распустившимися эдельвейсами — райски красивое место.

Петя взял с собой пакет с едой. Решили, что перекусим, когда доберемся до моря и поплаваем. «Я люблю все холодное, — признался Фоменко. — Давайте закопаем припасы в мокрую гальку. Пока плаваем, еда остудится». Зарыли пакет под пирсом. Через полчаса вернулись, Петя стал копать — пусто. Видимо, наш обед засосало на глубину. Пришлось возвращаться домой голодными. Тем не менее общая «беда» нас сблизила, и мы незаметно перешли на ты. С той вылазки стали много гулять вдвоем. Мне нравилось прыгать по валунам, Петя за мной не поспевал, поскольку был тяжеловат для порхания с камня на камень, я его поддразнивала. Ночью ходили купаться в море и уж там были наравне — оба плавали как дельфины. Так начался наш роман…

Читайте также:  Екатерина андреева биография личная жизнь душко перовичем

Каждое утро, проснувшись, я обнаруживала Петю в новом качестве. То в образе водопроводчика — с соответствующим говором и интонациями, то страстного грузина, восторгавшегося девушкой, с которой посчастливилось провести ночь… Просила: «Петь, пожалуйста, побудь хоть немного самим собой! Мне очень хочется с тобой настоящим поговорить!» — но на следующее утро он снова что-то придумывал.

Буйная фантазия, страсть к лицедейству и хулиганский характер часто делали Фоменко героем отнюдь не безобидных историй. После одной из них его выгнали с третьего курса Школы-студии МХАТ. Учебное заведение регулярно посещала Книппер-Чехова, и всякий раз ее принимали очень торжественно. Однажды Петю и его друга Сашу Косолапова секретарь деканата попросила подежурить у телефона, а сама отлучилась. И в эти самые минуты позвонили от Книппер-Чеховой — попросили перенести назначенную на завтра встречу.

У друзей сразу созрел план устроить мистификацию. Саша должен был преобразиться в Ольгу Леонардовну, а Петя сыграть сопровождающего. На следующий день Косолапов, живший в Камергерском переулке рядом со студией, вышел из дома в пыльнике, шляпке с вуалеткой и нитяных перчатках, которые позаимствовал у бабушки. У подъезда его ждали Фоменко и такси — Пете как-то удалось уговорить водителя на поездку длиной в сто метров.

На крыльце уже собралась толпа преподавателей и студентов во главе с ректором Вениамином Захаровичем Радомысленским. Петр выскочил из машины, открыл дверцу и со всей галантностью помог «Ольге Леонардовне» покинуть авто. К высокой гостье тут же подлетели представители руководства вуза: стали прикладываться к ручке, говорить, как безмерно рады видеть.

Фото: из архива М. Тупиковой-ФоменкоФото: Академический театр Комедии им. Н.П. Акимова

Конечно, подмена очень скоро открылась, и на экстренном заседании ректората встал вопрос об отчислении участников розыгрыша. Не замеченному прежде в крупных безобразиях Косолапову удалось удержаться, а Фоменко выставили с формулировкой «за хулиганство». Мистификация с Книппер-Чеховой, видимо, стала последней каплей.

Забрав документы, он поступил сразу в два института — на режиссерский факультет ГИТИСа и на заочное отделение МГПИ (на филфаке его взяли на четвертый курс). В пединституте Петр оказался в очень талантливой компании Кима, Визбора, Ряшенцева, Коваля. Вместе с ними создавал знаменитые капустники и даже пытался ставить пушкинского «Каменного гостя». И творческие искания, и неудачи, и успехи нередко сопровождались веселым застольем.

Если говорить о годах нашей совместной жизни, то расклад был такой: загоревшись новой постановкой, на протяжении всей работы Петя к спиртному почти не прикасался, а вот оставшись не у дел, очень даже мог позволить. Случалось, из гостей тащила его на себе.

Вернусь, однако, в лето нашего знакомства. Из Нового Света в Москву мы ехали вместе: у Пети начинались репетиции спектакля «Смерть Тарелкина» в Театре Маяковского, а я, побыв несколько дней с мамой и десятилетним сыном Андрюшей, должна была отправляться в Питер — в Театре комедии открывался новый сезон. Хотя и была очень сильно влюблена в Петра, на продолжение отношений особенно не рассчитывала. Тем не менее несколько дней провела в ожидании звонка и уже стала настраивать себя, что все позади, как вдруг телефон ожил. Поднимаю трубку, а в ней — голос Пети:

— Майя?

— Господи, откуда ты вынырнул?!

— Хочу тебя видеть.

И как будто не расставались… Петр пригласил меня на «Короля Матиуша I», за которого получил премию в номинации «Лучшая постановка иностранной пьесы на отечественной сцене», и я поняла, с каким талантливым режиссером свела судьба.

Началась наша междугородняя жизнь: Петя, едва выдавался свободный день, ехал ко мне в Питер, я, когда не было спектаклей, брала билет до Москвы.

В Питере я жила в коммуналке на 10-й Советской улице, комнату в которой мы получили еще с бывшим мужем. Не дожидаясь лифта, Петя буквально взлетал на шестой этаж, подхватывал меня, ждавшую на площадке, и не снижая скорости, вламывался в мои «апартаменты» — радостный, воодушевленный, нетерпеливый. Рубашку снимал рывком — так, что пуговицы летели в разные стороны…

Упомянув о первом муже, теперь, видимо, я должна рассказать о семейном опыте, полученном до встречи с Петром. С Леонидом Шапиро, впоследствии получившим от худрука Ленинградского театра комедии Николая Акимова псевдоним Леонидов, мы вместе учились на актерском факультете ГИТИСа. Леня был влюблен в меня с первого курса, я очень нравилась его родителям, что в общем-то и решило исход событий. До получения дипломов оставалось несколько дней, когда Шапиро-отец и Шапиро-сын приехали к нам домой, взяли меня под руки и отвезли в ЗАГС. Не скажу, что сильно сопротивлялась, — Леня был первым красавцем на курсе, имел легкий характер, и по большому счету я хорошо к нему относилась.

Нас распределили в один из лучших периферийных театров — Омский драматический. Там я сразу получила несколько заметных ролей, творческая судьба Лени сложилась менее удачно, но и он что-то играл. Незадолго до рождения Андрюши нас с Леонидом пригласили в петрозаводский драматический театр. Муж стал репетировать сразу в нескольких спектаклях, а я влилась в труппу спустя полтора месяца после появления на свет сына. Читать далее »

Источник