Серова биография личная жизнь фото

Серова биография личная жизнь фото thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 января 2021; проверки требуют 2 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Половикова и Серова.

Валенти́на Васи́льевна Серо́ва (урождённая Половикова; 23 декабря 1917[1] (по другим данным 10 февраля 1919[2]) – 11 декабря 1975) – советская актриса театра и кино; заслуженная артистка РСФСР (1946), лауреат Сталинской премии II степени (1947).

Биография[править | править код]

Валентина Серова родилась в Харькове официально 23 декабря 1917, фактически 10 февраля 1919 года. Мать – актриса Клавдия Половикова, урождённая Диденко; отец – Василий Половиков (Половык, 1893-1966), инженер-гидролог, был репрессирован. До школы Валентина воспитывалась в семье деда и бабки на хуторе Посуньки у города Валки. Когда ей исполнилось 6 лет, они с матерью переехали в Москву. В десять лет девочка вышла на сцену студии Малого театра в спектакле «Настанет время» по драме Р. Роллана. Её дебютом была роль мальчика по имени Давид – сына главной героини спектакля, которую играла мать Серовой. Впоследствии Валентина училась у неё актёрской профессии в Центральном техникуме театрального искусства в 1933-1934 годах. Так как в техникум принимали только с 16 лет, Валентина подчистила метрику, исправив день рождения на 23 декабря 1917 года. С тех пор именно эта дата стала считаться официальным днём рождения Валентины Серовой.

Профессиональную карьеру начала на подмостках Центрального ТРАМа (ныне Ленком), где работала с 1933 по 1941 год, 1943-1950, 1959-1964. Первая роль в этом театре – Любовь Гордеевна в пьесе Островского «Бедность не порок». Дебют в кино – роль Груни Корнаковой в детстве («Груня Корнакова», 1934 год), однако впоследствии данный эпизод в сам фильм не вошёл.

11 мая 1938 года Валентина Половикова вышла замуж за прославленного лётчика-испытателя, героя гражданской войны в Испании Анатолия Серова. Однако их совместная жизнь продлилась недолго: 11 мая 1939 года при совершении учебно-тренировочных полётов Анатолий Серов разбился вместе с известной советской лётчицей Полиной Осипенко. В сентябре того же года Серова родила сына, которого в честь погибшего отца назвали Анатолием.

Вторым мужем актрисы стал писатель Константин Симонов. Однако совместная жизнь пары не заладилась. Константин, у которого не складывались отношения с Анатолием Серовым, сыном актрисы от первого брака, настоял на отправке мальчика в интернат за Урал, хотя родственники погибшего Анатолия Серова просили отдать Толика им. Жизнь Анатолия Серова сложилась трагично: он попал в колонию и вернулся в Москву тяжёлым алкоголиком, после чего вскоре умер в 36-летнем возрасте.

В конце 1930-х – в 1940-е Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского Союза. Если в своём первом вышедшем на экран фильме «Строгий юноша» А. Роома она ещё фигурирует как Валентина Половикова[3] – юная актриса с тёмными волосами, то четыре года спустя, в 1939-м, в «Девушке с характером» К. Юдина она уже блондинка Валентина Серова и исполняет главную роль. Следующий фильм Юдина «Сердца четырёх» с Серовой и Целиковской, играющими двух сестёр, был снят в 1940 году, премьера в Доме кино состоялась в мае 1941-го, но из-за войны на экраны кинотеатров он вышел только в начале 1945-го. Во время войны Валентина Серова сыграла главную женскую роль в фильме «Жди меня» по пьесе Симонова. Съёмки проходили в Алма-Ате, куда эвакуировали Ленфильм и Мосфильм. В Москве она в тот период стала актрисой театра драмы под руководством Н. М. Горчакова. Помимо съёмок в кино, до войны, а также в первые послевоенные годы Серова была ведущей актрисой театра им. Ленинского комсомола, где исполняла роли в таких спектаклях, как «Зыковы», «Как закалялась сталь», «Парень из нашего города», «Под каштанами Праги», «Так и будет», «Сирано де Бержерак», «Русский вопрос» и других.

В 1950 году у Симонова и Серовой родилась дочь Маша. В 1957 году супруги расстались.

Ещё в конце 1940-х актриса стала злоупотреблять алкоголем, что негативно сказалось как на её браке с Симоновым, так и на работе в театре. После рождения дочери она не стала возвращаться в театр им. Ленинского комсомола, а устроилась в Малый театр, чему поспособствовал Константин Симонов. Традиции этой труппы во многом отличались от того, к чему привыкла Серова в театре им. Ленинского комсомола. Найти своё место в академическом театре с традиционно классическим репертуаром ей было нелегко. Валентине Васильевне дали только одну роль – актрисы Коринкиной в пьесе «Без вины виноватые». Однако в один из вечеров она не явилась на спектакль, её срочно заменила другая актриса, и в театре разразился скандал. Через некоторое время эту историю разбирал товарищеский суд, и в результате Серовой пришлось уйти из Малого. Она перешла в Театр имени Моссовета, где отслужила около семи лет и была довольно плотно занята в репертуаре, хотя практически не получала заметных ролей. Одной из её удач в тот период стала роль Лидии в спектакле «Сомов и другие» по Горькому. Эту роль Валентина Васильевна играла в очередь с Любовью Орловой. Один или два раза во время болезни Орловой она заменяла её в спектакле «Лиззи Маккей». Из театра им. Моссовета Серова ушла так же, как и из Малого: во время гастролей в Ленинграде она вместе с одним из коллег злоупотребила алкоголем, что стало впоследствии предметом разбирательства в коллективе. В связи с тем, что этот инцидент был уже не первым, актрисе предложили уволиться. Через некоторое время ей удалось вернуться в театр им. Ленинского комсомола, на сцену которого она выходила в 1960-е, исполняя уже возрастные роли. Последним местом службы Серовой стал Театр-студия киноактёра, где она девять лет играла одну роль – Марию Николаевну в спектакле «Русские люди» по пьесе Симонова.

В кино после «Бессмертного гарнизона» у Серовой были только две небольшие роли – в фильмах «Кремлёвские куранты» 1970 года и «Дети Ванюшина» 1973-го. В 1967 году она снималась в картине Самсона Самсонова «Арена», но от роли при монтаже осталось несколько кадров.

Дочь Марию Симонову воспитывала мать актрисы Клавдия Половикова, которая по решению суда не разрешала Серовой видеться с дочерью[4].

Валентина Серова была найдена мёртвой в своей разворованной московской квартире. Смерть произошла при невыясненных обстоятельствах в ночь с 11 на 12 декабря 1975 года. Единственным сообщением в прессе о смерти актрисы было маленькое извещение на последней странице «Вечерней Москвы». Симонов прислал к гробу 58 роз. Похоронена на 25-м участке Головинского кладбища рядом с отцом, Василием Васильевичем Половиковым.

Легенда[править | править код]

В годы войны ходили слухи, что Валентина Серова была любовницей маршала Рокоссовского. Эти слухи не имели никаких реальных оснований, хотя маршал высоко ценил талант актрисы[5].

Признание и награды[править | править код]

  • Заслуженная артистка РСФСР (1946)
  • Сталинская премия второй степени (1947) – за исполнение роли жены М. И. Глинки в фильме «Глинка» (1946)
  • орден «Знак Почёта» (15 февраля 1948)

Фильмография[править | править код]

  1. 1935 – Строгий юноша – Лиза
  2. 1939 – Девушка с характером – Катя Иванова, работница дальневосточного зверосовхоза
  3. 1940 – Весенний поток – Надя Кулагина
  4. 1941 – Сердца четырёх – Галина Сергеевна Мурашова
  5. 1943 – Жди меня – Лиза Ермолова
  6. 1946 – Глинка – Мария Петровна Иванова (Глинка)
  7. 1950 – Заговор обречённых – Кира Рейчел
  8. 1956 – Бессмертный гарнизон – Мария Николаевна
  9. 1967 – Арена – жена клоуна
  10. 1970 – Кремлёвские куранты – Лидия Михайловна, жена Забелина
  11. 1973 – Дети Ванюшина – Кукарникова
Читайте также:  Игорь ливанов биография личная жизнь жена дети

Семья[править | править код]

Мужья и дети:

  • Валентин Поляков, актёр московского Театра рабочей молодёжи (ТРАМ)[6]
  • Анатолий Серов (1910-1939)
    • Сын – Анатолий Серов (1939-1974)
  • Константин Симонов (1915-1979)
    • Дочь – Мария Симонова (род. 1950)
      • Внук – Алексей Фофлин (род. 1972), работает редактором в телекомпании “Первый канал. Всемирная сеть”

Образ в культуре[править | править код]

  • Константин Симонов посвятил Серовой лирический сборник «С тобой и без тебя», вышедший в годы войны и пользовавшийся большой популярностью. Позднее, после развода, он убрал имя актрисы из переизданий. Лишь над знаменитым «Жди меня…» остались две буквы «В. С.».
  • По мотивам биографии Серовой был снят телесериал «Звезда эпохи», где роль Серовой (в сериале – Седовой) сыграла Марина Александрова.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Интервью Марии Симоновой, 2007 год
  • Валентина Серова: Биография в изложении Ф. Раззакова «Биографии, мемуары, истории»

Источник

Валентина Серова стала известна, когда снялась в комедиях «Девушка с характером» и «Сердца четырех». В театре она играла в драмах Максима Горького и Эдмона Ростана. За роль в историческом фильме «Глинка» Серовой вручили Сталинскую премию. А военная картина с ее участием «Бессмертный гарнизон» была удостоена почетных дипломов Венецианского кинофестиваля. Муж актрисы, поэт Константин Симонов, посвятил ей свое знаменитое стихотворение «Жди меня, и я вернусь…».

Актриса с детства: «мальчишечьи» роли Валентины Серовой

Валентина Серова 1

Валентина Серова. Фотография: kino-teatr.ru

Валентина Серова 1

Валентина Серова в гримерке. Фотография: kino-teatr.ru

Валентина Серова 1

Валентина Серова. Фотография: mega-stars.ru

Валентина Серова (в девичестве Половикова) родилась в Харькове, в семье актрисы Клавдии Диденко и инженера-гидролога Василия Половикова. Вскоре после рождения дочери мать отправилась в Москву, чтобы учиться в школе Малого театра. Валентина Серова жила в это время у бабушки и дедушки по отцовской линии, на хуторе недалеко от Харькова. К началу 1920-х годов брак родителей распался, и Клавдия Половикова с дочерью и сестрами окончательно перебралась в Москву. Там она служила в Студии Малого театра, затем переименованной в Новый театр.

Валентина Половикова впервые вышла на сцену студии в девять лет. Дебютной для нее стала роль шестилетнего мальчика Давида в драме Ромена Роллана «Настанет время». В том же, 1928 году Валентина Половикова сыграла сына Эсфири в пьесе Якова Гордина «За океаном». Годом позднее ей досталась еще одна «мальчишечья» роль – слуги в спектакле «Кин, или Беспутство и гений» Александра Дюма – отца.

В 1933 году Валентина Половикова поступила в Центральный техникум театрального искусства, а уже на следующий год ее приняли в Театр рабочей молодежи (ТРАМ, ныне – театр «Ленком»). В ТРАМе Половиковой сразу стали доверять крупные роли. В 1934 году она сыграла Франци в пьесе Александры Бруштейн «Продолжение следует», в 1935-м – Любовь Гордеевну в комедии Александра Островского «Бедность не порок». Еще через год Серовой досталась эпизодическая роль комсомолки Лизы в кинодраме Абрама Роома «Строгий юноша». Однако фильм сочли слишком «буржуазным» и запретили к показу.

Брак с Анатолием Серовым

Валентина Серова 2

Валентина Серова в роли Кати Ивановой в художественном фильме Константина Юдина «Девушка с характером» (1939)

Валентина Серова 2

Валентина Серова с первым мужем Анатолием Серовым. 1930-е. Фотография: wikipedia.org

Валентина Серова 2

Валентина Серова с сыном Анатолием. Фотография: wellnesso.ru

3 мая 1938 года Валентина Половикова была в гостях у летчика Анатолия Ляпидевского, где познакомилась с его коллегой Анатолием Серовым. Это имя было тогда у всех на устах: Серов недавно вернулся из Испании, где участвовал в Гражданской войне. За военные заслуги летчик в 27 лет получил звание полковника, весной 1938-го стал Героем Советского Союза.

Предложение руки и сердца последовало на третий день знакомства, а уже 11 мая Серов и Половикова поженились. Анатолия Серова назначили начальником Главной летной инспекции Военно-воздушных сил Красной армии. Супругам предоставили пятикомнатную квартиру в Лубянском проезде.

В 1938 году ТРАМ переименовали в Московский театр имени Ленинского комсомола. Главным режиссером был назначен Иван Берсенев, который пригласил в труппу актеров МХАТа – Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Аркадия Вовси. Серова играла Машу в пушкинском «Дубровском» и Тоню Туманову в спектакле по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». В спектакле «Зыковы», который поставила Серафима Бирман, были заняты лучшие артисты. Серова в этой пьесе исполнила роль Павлы.

20 марта 1939 года прошла премьера фильма Константина Юдина «Девушка с характером». В комедии об освоении Дальнего Востока и борьбе с бюрократами Валентина Серова сыграла главную роль. Этот образ вскоре сделал ее знаменитой на всю страну.

Серова в кино – это «социальный типаж», в ее лице, повадке, облике было то, что мечтал увидеть зритель. Она создала новый социальный тип молодой, очаровательной, влекущей к себе задорной советской девушки. У Серовой было красивое, выразительное лицо, были юмор, естественность… Тогда на кинематографическом небосклоне царили Любовь Орлова и Марина Ладынина. Серова по праву встала рядом с ними.

11 мая 1939 года, ровно через год после свадьбы, комбриг Анатолий Серов проводил тренировочный полет на самолете УТИ-4. Вторым пилотом была Полина Осипенко – участница легендарного «женского» перелета из Москвы на Дальний Восток. Случилась авария, и оба летчика погибли на месте. Осипенко был 31 год, Серову – 29. Прах героев захоронили в Кремлевской стене, одну из погребальных урн по Красной площади нес сам Иосиф Сталин. Спустя четыре месяца у Валентины Серовой родился сын, которого она назвала в честь покойного мужа Анатолием.

«Жди меня, и я вернусь»

Валентина Серова 3

Валентина Серова со вторым мужем Константином Симоновым на фронте. Фотография: kulturologia.ru

Валентина Серова 3

Валентина Серова (слева) в роли учительницы Надежды Кулагиной и Ирина Федотова в роли Вари Одинцовой в художественном фильме Владимира Юренева «Весенний поток» (1940)

Валентина Серова 3

Валентина Серова в роли Лизы Ермоловой и Лев Свердлин в роли Миши Вайнштейна в художественном фильме Бориса Иванова и Александра Столпера «Жди меня» (1943)

В 1940 году Валентина Серова снялась сразу в двух картинах: «Весенний поток» и «Сердца четырех». В обеих она исполнила главные роли – сельской учительницы Надежды Кулагиной и математика Галины Мурашовой. Фильм о перевоспитании трудного подростка «Весенний поток» сразу вышел на экраны. А премьера летней комедии «Сердца четырех» состоялась лишь в 1945 году.

В театре Серова играла Роксану в спектакле «Сирано де Бержерак» и Катю в пьесе начинающего писателя Константина Симонова «История одной любви». Вскоре Симонов начал ухаживать за актрисой. Почти всю его предвоенную лирику и стихи о любви военных лет он посвящал Серовой. В июле 1941-го на даче у друга Льва Кассиля в Переделкине поэт написал стихотворение с посвящением «В. С.»:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Во время Великой Отечественной войны Симонов служил военным корреспондентом. В командировках он читал «Жди меня» бойцам и коллегам. 9 декабря 1941 года автор прочел стихотворение в радиоэфире, а спустя месяц его напечатали в газете «Правда». В 1975 году Симонов рассказывал в интервью на ташкентском радио: «Самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонаря переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».

В 1942 году вышел сборник стихов Симонова, в котором был опубликован цикл «С тобой и без тебя». Перед этим лирическим дневником стояло посвящение: «Валентине Васильевне Серовой». А в 1943 году в Алма-Ате, куда были эвакуированы киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», вышла картина «Жди меня». Сценарий к фильму написал Симонов, взяв за основу собственное стихотворение. Главную роль сыграла Валентина Серова. Ее героиня Лиза Ермолова была женой летчика, как когда-то и сама актриса. Но в кино по сюжету муж героини остался жив.

Читайте также:  Актриса равшана куркова биография личная жизнь фото

В том же году Валентина Серова и Константин Симонов поженились. Всю войну они вместе ездили на фронт в составе концертных бригад.

Последние годы жизни Валентины Серовой

Валентина Серова 4

Второй муж Валентины Серовой, поэт, журналист и военный корреспондент Константин Симонов за работой в годы Великой Отечественной войны. Фотография: Георгий Петрусов / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Валентина Серова 4

Валентина Серова в роли Джесси в спектакле «Русский вопрос». 1940-е. Государственный театр «Ленком», Москва. Фотография: семейный архив Лары Симоновой / russiainphoto.ru

Валентина Серова 4

Валентина Серова. 1940-е. Фотография: семейный архив Лары Симоновой / russiainphoto.ru

В «Ленкоме» одну за другой ставили пьесы Константина Симонова. Главные женские роли в них были написаны для Валентины Серовой. В драме 1944 года «Так и будет» актриса сыграла главную героиню – Ольгу, дочь архитектора, которая влюбилась в офицера. Во второй части пьесы действие происходило в будущем, а Великая Отечественная война была показана как далекое воспоминание.

Пьеса «Под каштанами Праги» рассказывала о жизни чешской семьи в последние дни войны. Здесь Серова играла юную Божену Прохазку, полюбившую русского солдата. В спектакле 1946 года «Русский вопрос» актрисе досталась роль американки Джесси – «человека не только несчастного, но и растленного капиталистическим миром», как описывали этого персонажа советские критики.

Константин Симонов – на тот момент уже секретарь Союза писателей и главный редактор журнала «Новый мир» – путешествовал по миру как посланник культуры Советского Союза. Иногда Серова ездила с ним.

В 1946 году Валентина Серова снялась в фильме Лео Арнштама «Глинка» в роли жены композитора. Ее матушку, Луизу Карловну, сыграла Клавдия Половикова: так мать и дочь в первый и последний раз оказались на экране вместе. Фильм «Глинка» был представлен на первом Каннском кинофестивале, а годом позже получил Сталинскую премию.

В 1950 году Серова перешла из «Ленкома» в Малый театр, а с 1951-го работала в Театре им. Моссовета. Там она играла Лидию в спектакле «Сомов и другие» по произведению Максима Горького.

В 1956 году жюри Венецианского кинофестиваля присудило диплом за высокое режиссерское мастерство фильму «Бессмертный гарнизон». Сценарий картины о защитниках Брестской крепости написал Константин Симонов. Валентина Серова сыграла жену начальника гарнизона, Марию Батурину. Эта роль оказалась ее последней значительной работой.

С 1964 года до конца жизни Валентина Серова входила в труппу Театра киноактера. За это время она сыграла всего девять театральных ролей. В кино после «Бессмертного гарнизона» ее трижды приглашали на эпизодические роли, одну из которых при монтаже вырезали. Ее последней работой стал образ генеральши Кукарниковой в фильме 1973 года «Дети Ванюшина». 11 декабря 1975 года Валентины Серовой не стало.

Источник

На дворе стоял морозный декабрь 1975 года. Прощание назначили на утро. В фойе Театра киноактера внесли гроб. Большая часть собравшихся на панихиду никогда не знали усопшую лично: просто пришли полюбопытствовать. Оно и к лучшему: ведь всех немногочисленных друзей и родственников умершей сковывал плохо скрываемый ужас от увиденного.

В гробу лежала старая, потрепанная жизнью женщина, со страшными ранами на лице, полученными в пьяных драках. Их не мог скрыть даже толстый слой грима. И только портрет, стоявший у изголовья, заставлял поверить в то, что она и невероятная красавица, звезда театра и кино Валентина Серова – один и тот же человек. Что случилось с прославленной актрисой, которая ушла от нас в 58 лет?

Валентина, тогда еще Половикова, родилась в Харькове то ли в 1917-м, то ли 1919-м году. Путаница произошла вот из-за чего. Когда будущая артистка решила поступать в Центральный техникум театрального искусства, то не прошла по возрасту – набор велся с 16 лет.

Девушка исправила заветные цифры в свидетельстве о рождении и стала постигать азы актерского мастерства. Тяга к нему ей досталась от матери: грубой, самовлюбленной и даже немного вульгарной женщины, но очень талантливой актрисы своего времени.

Отца – инженера-гидролога Василия Половикова – репрессировали. Мама зарабатывала на жизнь, и на ребенка времени не хватало. Поэтому детство малышка провела у бабушки с дедушкой в простой крестьянской семье. Потом долгие годы она будет сражаться с акцентом, приобретенным в то время.

Вале исполнилось 6 лет, когда мама забрала ее в Москву. Клавдия получила место в одном из столичных театров и часто брала дочь с собой на работу. Там и состоялся актерский дебют Валентины: она сыграла мальчика Давида в спектакле «Настанет время», где ее мать исполняла главную роль.

Уже в 1934 г. Серова снимается в своей первой картине – «Груня Корнакова», потом будет «Строгий юноша» (1936). Но настоящая слава найдет ее в «Девушке с характером» (1939). Там Валентина воплотила на экране образ красивой и отважной Кати Ивановой. После выхода ленты в прокат актрисе стали приходить тысячи писем с признаниями в любви от мужчин и восхищенными комплиментами от женщин, которые хотели бы быть на нее похожи.

В титрах «Девушки» Валентина фигурирует как Серова. Фамилию, которую артистка пронесет через всю жизнь, она получила после свадьбы с легендарным летчиком, прославленным героем гражданской войны в Испании – Анатолием Серовым.

Это была любовь с первого взгляда. Они познакомились и немедленно расписались. Он мог провожать ее вечером на Ленинградском вокзале в Москве, а уже утром прилететь в Ленинград, чтобы встретить Валентину на Московском вокзале. Пара жила в роскошной пятикомнатной квартире в Лубянском проезде и была счастлива как никто другой. Через некоторое время Валентина поняла, что ждет ребенка. Стала более тревожной и с замиранием сердца провожала мужа на очередное задание.

В тот роковой день он улетел вместе со знаменитой летчицей Полиной Осипенко на испытания нового самолета. А у Валентины – премьера. Играли пьесу Максима Горького «Зыковы». Валентина сидела на гриме, когда к ней зашел худрук Театра имени Ленинского комсомола Иван Берсенев и сказал: «Анатолию очень нехорошо… Он погиб».

Преодолевая боль, беременная вдова вышла на сцену и не сорвала спектакль. Ее большой любви был отмерен всего только год. Спустя три месяца после смерти мужа она родит сына, которого назовет в честь отца – Анатолием.

В те дни ее часто приглашали на приемы в Кремль. Сам Сталин сажал Валентину рядом с собой. Но разве ей было до этого дело? Единственный раз, когда она воспользовалась покровительством вождя, была ее просьба предоставить новую квартиру. Конечно, ей немедленно дали другое жилье. Мать злилась, а знакомые крутили пальцем у виска: из хором на Лубянке Серова уехала в “двушку” на Никитской. Но находиться там, где все напоминало о любимом, у нее просто не было сил.

Тем временем ее фото постоянно печатались в газетах, а люди часами стояли в очередях в кино и театр, чтобы увидеть там Валентину Серову. По популярности с ней могли тягаться лишь Любовь Орлова и Марина Ладынина. Поклонники донимали актрису везде. Однажды Валентина заметила, что буквально на каждом спектакле «Зыковы» в первых рядах сидит молодой человек с букетом цветов и «прожигает» ее взглядом. Это был молодой поэт Константин Симонов. Так началось их знакомство и связь, которая разрушила жизни двоих.

Он завоевывал ее в лучших традициях романов: писал проникновенные и откровенно интимные письма, засыпал цветами и развелся с женой. Валентина не торопится говорить «да» или «нет». Она работала над новым фильмом «Сердца четырех». Этот лирический водевиль должен был выйти на экраны в 41-м. Но началась война, и чиновники сочли кощунственным показывать комедии в такое время. Зато выпустили в прокат «Весенний поток» (1941), где она сыграла воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и вытаскивает из передряг самого безнадежного ученика.

Тем временем Симонов отправляется на фронт. В один из своих приездов домой, в 1941 году, сидя на даче у Льва Кассиля, он пишет стихотворение «Жди меня» и посвящает его Валентине Серовой.

Читайте также:  Анна шульгина биография личная жизнь

Его публикуют в «Правде» с посвящением – «В.С.». И их роман становится достоянием всей страны. Вслед за стихотворением в 1942 году у Симонова выходит в свет поэтический сборник «С тобой и без тебя». И снова: «Валентине Васильевне Серовой». Как сказали бы сегодня: sold out. Книжку нельзя было достать даже по блату, а стихи из него переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт.

«Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас ни судил,

Я сам пожизненно к тебе

Себя приговорил».

И Валентина сломалась. В 1943 году они сыграли тихую свадьбу, когда Симонов приехал с передовой, где служил фронтовым корреспондентом. В том же году на экраны выходит фильм «Жди меня» по мотивам знаменитого стихотворения. В главной роли – Валентина Серова. Она сыграла женщину, которая не хочет верить в гибель мужа на войне и верно ждет его возвращения.

В 1945 г. наконец-то выходит в прокат картина «Сердца четырех» – и это снова невероятный успех для Валентины Серовой. А за следующую свою работу – «Композитор Глинка» (1946) – актриса получает Сталинскую премию и звание заслуженной артистки. И это в 29 лет!

Вместе с Симоновым они много путешествовали. Так, например, в 1946 году они приехали в Париж, где поэт проводил кампанию по возвращению на Родину творческой интеллигенции. Он рисовал им радужные перспективы, тогда как на деле многие из возвратившихся сгнивали в лагерях. В один из таких парижских ужинов в компании с Иваном Буниным, Тэффи (Надеждой Лохвицкой), Борисом Зайцевым, когда официант, прервав горячий рассказ Симонова о том, как «хорошо в стране советской жить», отзовет его к телефону, Серова тихо скажет: «Не слушайте его, не верьте…». Она могла быть заносчивой, грубой, но никогда лживой или злой.

Хотя им с Симоновым действительно было хорошо жить в СССР. Серова считалась главной светской львицей советского бомонда. Роскошная квартира, дачи в Переделкино и на Черном море, куча помощниц по хозяйству. В 1950-м рождается долгожданный ребенок – дочка Машенька.

Но Валентина несчастлива. Причин было много. Во-первых, Симонов настоял, чтобы пасынка, с которым у него не сложились отношения, отправили в интернат. Во-вторых, в СССР началась кампания по борьбе с космополитизмом, которую возглавил Симонов и из-за которой страдали близкие Серовой люди. Плюс долгие командировки мужа, ее уход из Ленкома, где она провела 14 лет своей жизни… Валентина начала пить.

«Что с тобой, что случилось? Почему все сердечные припадки, все дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…» – будет писать ей Симонов.

«Я бесконечно мучаюсь сознанием, что твоя работа постоянно становится между мною и тобою. Я замечаю охлаждение при виде того, что именно в то время, когда самая сильная любовь влечет меня к тебе, ты предаешься так страстно погоне за славою и отличиями», – отвечала она.

Так они и не услышат друг друга. Приглашения на съемки постепенно иссякнут. Как и предложения сыграть в новой пьесе. Муж будет все реже появляться дома и в конце концов уйдет к другой женщине в 1957 году.

Мать Валентины, Клавдия Половикова, отсудит у нее право опеки над дочерью. Отныне она не подпустит Валентину к малышке ни на шаг, а когда девочка сама начнет принимать решения – будет слишком поздно: Серова сопьется окончательно. И воспоминания о матери у Марии навсегда останутся ужасно тяжелыми и гнетущими.

«Запах пыльных книг, пролитого вина, папиросного дыма и высыхающего актерского грима – это запах моего детства, это ее комната… Над ворохом бумаг сидит женщина с копной изведенных пергидролем волос. Опухшие веки, резкие морщины. Над ее головой портретный снимок: красивое лицо, ненатуральность позы, улыбки, взгляда – чуть-чуть. Типичный снимок актрисы в роли. Как предсказано было: «…И постарев, владелица сама себя к своим портретам приревнует…». И эти два лица принадлежат одному человеку – не так давно актрисе в зените славы и теперь забытой почти всеми, исстрадавшейся, спившейся женщине. Моей матери… Мать была в жизни такой, какой была в его стихах: «Злой и бесценной, проклятой – такой нет в целой вселенной другой под рукой».

Последними работами Валентины Серовой в кино стали три небольшие роли: в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973). В какие-то редкие моменты просветления, когда она безуспешно пыталась вылечиться от своего недуга, Серова выпросит и выстрадает их.

«Простите меня за настырность, – пишет она в ЦК КПСС, – но больше нет сил висеть между небом и землей! Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу соскрести с себя никакими усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые дадут работу и возможность прежде всего работой доказать, что я не то, чем меня представляют.

Я готова на любой театр, только бы работать. Я недавно прочла несколько отрывков и статей о бывших преступниках, возвращенных к жизни, которым помогли стать людьми дружеские руки, добрые человеческие отношения, доверие. Неужели я хуже других? Помогите… Глубоко уважающая Вас В. Серова».

Во время съемок она действительно как-то держалась, но потом все снова возвращалось на круги своя. И после очередного отказа на киностудии («нет, Валечка, для вас нет ничего») ей приходилось распродавать свои личные вещи, чтобы выжить и выпить.

В последний раз она появится на публике 10 декабря 1975 года, когда придет в Театр киноактера (где она числилась) за зарплатой. И внезапно услышит брошенное ей в спину: «Это кто, Серова? Та самая? А я думала, она умерла».

Меньше чем через неделю подруга актрисы, которая так и не смогла дозвониться, приедет к ней домой и обнаружит в коридоре израненное и уже остывшее тело 58-летней Валентины. За полгода до этого из жизни уйдет сын Серовой Анатолий. Точно так же, как и его мать, от пьянства…

…Панихида в Театре киноактера все не начиналась, никто не решался подойти к микрофону и сказать несколько слов. Но вдруг из магнитофона зазвучала мелодия из кинофильма «Жди меня» и голос Валентины Серовой, исполняющей песню. И люди, будто бы очнувшись, стали выходить к гробу и говорили, говорили, говорили…

Симонов не приехал, прислав 58 красных гвоздик. Он не забыл, но и не простил слабости Валентины, из-за которой умерла его любовь.

«Я не могу тебе писать стихов –

Ни той, что ты была, ни той, что стала».

«…То, что было у меня с твоей матерью, – скажет он перед смертью их общей дочери Марии, – было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем».

Источник